Rambler's Top100
Новости Объявления Отдых Справочная Орловщина ОГТРК
Новости дня Комментарии Пресс-обзор Пресс-анонс Наш человек в...
Комментарии
Президента попросят о протекции для сельского хозяйства
Интервью губернатора Орловской области Егора Семеновича Строева
Выступление Е.С.Строева на церемонии закладки камня в основание памятника А.П.Ермолову
Выборы в областной совет: в чем интрига?
Орловская область не осталась без Строева. Его лишился Совет Федерации
Владимир Ермаков "Путешествие из Китеж-града в Петушки, или Русская история в поисках своего смысла"
Эксклюзивное интервью Е.С. Строева по поводу реформы Совета Федерации
Эксклюзивное интервью Е.С. Строева ОГТРК. 9.06.2000г.
Открытое письмо главе администрации области Е.С. Строеву
Памятные знаки беспамятства
Выступление на заседании правления ассоциации экономического взаимодействия областей "Черноземье"
"Мы сегодня так и не знаем, живем ли мы по Конституции"
Интервью Е.С. Строева в "Парламентской газете" от 29 декабря 1999 г. № 247
2000 год: перспективы орловской экономики

Комментарии
Здесь публикуются статьи известных в области политиков, деятелей культуры и искусства, представителей промышленности и сельского хозяйства, финансовых кругов и бизнеса. А также комментарии ведущих журналистов Орловской области.



2000 год: перспективы орловской экономики

Двухтысячный год - особый. Его предназначение не только в том, чтобы поставить достойную точку второго тысячелетия и XX века, но, главное, сконцентрировать заряд творческой энергии и в экономике, и в политике, и в социальной сфере на создании серьезных организационных заделов, которые смогут обеспечить ускоренное развитие области в первое десятилетие следующего века.

К сожалению "российский поход" к абстрактному рынку в 90-х годах отличался сугубой бессистемностью, сопровождался глубокими разрывом макроэкономических мероприятий и микроэкономического поведения субъектов хозяйства, разрывом финансово-денежной и производственной сфер, разрывом системы деятельности и системы извлечения доходов.

Сформулированная Е.С. Строевым 4 года назад концепция усиления роли государства в условиях перехода к социально-ориентированной рыночной экономике указала на основные ориентиры и рычаги выхода из кризиса, определила перспективы и основные силы реального социально-экономического прогресса России.

В Орловской области эта концепция стала ПРОГРАММОЙ, планом практической деятельности всех ветвей и уровней власти, что, в свою очередь, привело в 1999 году к достижению неплохих экономических и социальных результатов.

Объем валового продукта, произведенного на территории области, составил около 20 млрд. рублей и вырос в сопоставимых оценках на 5,5 - 6 процентов.

Наибольший вклад в его прирост внесли промышленность, увеличение по которой оценивается в 15-18 процентов и строительство, прирост по которому ожидается порядка 30 процентов.

Инвестиции в основной капитал достигли по году 2,5 - 2,6 млрд. рублей (без учета работ, выполненных "Стройтрансгазом" в декабре) и увеличились в сопоставимых ценах на 30%, а ввод в действие жилья составил 340 тыс. кв. метров, что по сравнению с 1998 годом представляет увеличение в 2,2 - 2,4 раза. Рост производства повлек за собой и увеличение объемов на транспорте. Причем, при росте грузооборота на 9 процентов объем перевозок увеличился почти на 40 процентов.

К сожалению, жесточайшие погодные условия не позволили сельскому хозяйству выйти на контрольные цифры прогноза. Ресурсное обеспечение отрасли давало возможность прироста где-то на уровне 5 -7 процентов. Фактически же объем производства в сельском хозяйстве упал на 7—10 процентов по сравнению с 1998 годом. Однако в году минувшем в отрасли продолжалось укрепление ресурсного потенциала, впервые за 9 лет сельское хозяйство сработало с положительным финансовым сальдо. Это позволяет надеяться на прирост собственных средств сельхозпроизводителей в инвестициях в аграрную сферу.

Что касается финансовых результатов в целом по области, здесь также намечаются положительные сдвиги.

Рост прибыли по крупным и средним предприятиям в сопоставимых ценах составил 2,3 раза, в то время как убытки выросли всего на 4 процента, что дало положительное финансовое сальдо в 3 750 млн. рублей.

В свою очередь, это привело к укреплению доходной части консолидированного бюджета области, в котором доля собственных доходов равна 2 млрд. 900 млн. рублей или 75 процентам. А сумма перечислений области в федеральный бюджет в 3 раза превысила сумму трансфертов из федерального бюджета.

Разумеется, улучшение ряда производственных и особенно финансовых показателей связано с замещением импорта и инфляционным фактором.

Впрочем один инфляционный фактор в условиях, когда отсутствует целостная экономическая политика, не может решить всех социально-экономических проблем. Инфляция, как и в 1993-1994 годах, ударила по жизненному уровню населения. С сентября 1998 года по апрель 1999 года реальные доходы населения падали в месяц на 2-3-4 пункта. И только путем неимоверных усилий нам удалось в мае остановить это падение и вплоть до текущего месяца "плюсовать" ежемесячно по этому показателю 3-4 процента. Тем не менее, в среднем по году реальные располагаемые доходы не превысят 85 - 86% аналогичного показателя 1998 года, а реальная заработная плата - 90 процентов.

Хотя при этом удалось сократить задолженность по зарплате на предприятиях негосударственного сектора на 70%. А в бюджетных отраслях, как всем хорошо известно, ее у нас нет на протяжении всего года. Ровно как нет задолженности по пенсиям. Сокращается она и по ряду социальных выплат.

Однако, считая с самого начала реформ, что их цель - социально-ориентированная рыночная экономика, мы рассматриваем в качестве основного критерия их успеха действительный рост реальных располагаемых доходов населения, в первую очередь - трудящихся.

Вслед за Е.С. Строевым подчеркну, что для администрации области на сегодня главным финансовым показателем является заработная плата.

Разумеется, мы приветствуем рост любого производственного или финансового показателя, однако, если рост прибыли или объемов производства на предприятии не сопровождается опережающим ростом заработной платы, такого субъекта хозяйства или собственности мы не рассматриваем в числе своих союзников и будем принимать к ним самые серьезные меры.

Исходя из вышесказанного, в плане-прогнозе социально-экономического развития области на 2000 год, в готовящемся полномасштабном Постановлении главы администрации области по итогам сегодняшнего совещания в качестве главной цели развития и главной задачи в деятельности всех органов власти и управления рассматривается формирование устойчивой и эффективной системы повышения реальных располагаемых доходов населения, в первую очередь реальной заработной платы.

В качестве ближайших резервов решения этой задачи мы рассматриваем

  • во-первых, увеличение доли заработной платы в чистой продукции отраслей и предприятий;
  • во-вторых, повышение заработной платы до среднеобластного уровня в таких отраслях как сельское хозяйство, торговля и общественное питание, здравоохранение, культура и искусство, образование и наука;
  • в связи с этим, в-третьих, повышение доли расходов консолидированного бюджета области на заработную плату, социальные и бюджетные выплаты минимум на 50 процентов за счет поступления сверхплановых доходов;
  • в-четвертых, сокращение разрыва по доходам крайних "децильных" групп населения, который на сегодня составляет 10,5 раз.

По конкретным цифрам эти задачи на 2000 год выглядят следующим образом: среднемесячная заработная плата должна быть не менее 2 000 рублей, а фонд оплаты труда - 7 млрд. рублей, что к уровню 1999 года составит соответственно в 1,7 и 1,6 раза, реальное содержание заработной платы в текущем году возрастет на 29 процентов.

В сфере пенсионного обеспечения в текущем году остается проблема своевременности выплаты пенсий в условиях сокращающегося, но имеющегося пока дефицита пенсионного бюджета. Обеспеченность за счет собственных сборов в пенсионный фонда области составляет в среднем 70%, повышение среднего размера пенсий с 500 рублей в истекшем году до 640 рублей (128%).

В 2000 году номинальные среднедушевые доходы населения предположительно составят 1 535 рублей и обеспечат прирост к 1999 году на 46%, реальное их содержание увеличится на 13 процентов.

В 2000 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения составит 33 -34 процента. Это плохо, но лучше прошедшего года на 10 процентов. Улучшатся соотношения среднемесячной заработной платы и среднедушевых доходов по отношению к прожиточному минимуму. В 2000 году они составят соответственно 2,1 и 1,6 раза.

Переход к расчету потребительской корзины по новой методике увеличит ее стоимость на 25 -30 %, что потребует корректировки показателей бедности и увеличения финансовых ресурсов для адресной защиты нуждающегося населения. Реализовать это будет возможно за счет упорядочения системы социальных льгот для отдельных категорий граждан и привлечения внебюджетных источников для адресной поддержки населения.

Ситуация на рынке труда остается достаточно сложной. В этих условиях программные мероприятия будут направлены на реализацию активных форм политики занятости, содействие развитию предпринимательской деятельности, создание рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, повышение качества рабочей силы, расширение занятости и самозанятости на основе переподготовки и обучения.

В этом направлении в 2000 году предстоит:

  • трудоустроить - 12 тыс. человек,
  • направить на общественные работы - 2 тыс. человек,
  • оказать профориентационные услуги - 55 тыс. человек,
  • переподготовить и обучить новым профессиям - 5 тыс. человек, т.е. одну треть от численности безработных - это самый высокий показатель в России, потому что в других регионах переобучением взрослого трудоспособного населения мало кто занимается.
  • организовать занятость несовершеннолетних граждан - 2 тыс. человек.

Учитывая, что главные социальные цели могут быть достигнуты, в первую очередь, за счет создания благоприятных условий деятельности активного населения, (одним из основных путей этого достижения) мы считаем необходимым углубление институциональной реформы, т.е. попросту говоря, наведение порядка в хозяйстве. Именно эта реформа (в отличие от федерального уровня) идет у нас в области несколько лет. Одна из бед общероссийских преобразований состоит в том, что федеральные органы власти фактически отказались от ее проведения. Новые гражданские институты спонтанно и самостоятельно и не сложились. Поэтому роль государства в создании нового экономического, социального, правового, общественного порядка сейчас еще более возросла, даже по сравнению со временем начала реформ. Как я уже сказал, в этом направлении за последние несколько лет у нас сделано много. Однако окончательного организационного и правового оформления новая структура функционирования хозяйственного и социального комплексов области, новая система управления так и не приобрели.

Несмотря на то, что разработаны и приняты к руководству общеобластные и отраслевые Концепции и Программы развития на период до 2005 года, Постановления Е.С. Строева от 25 мая 1998 года № 280, от 03 августа 1999 года №353, в которых определены конкретные задания для

всех департаментов и управлений администрации по разработке мероприятий экономического, финансового развития, большинство из них длительное время находятся в стадии осмысления и никак не приобретут вид планов решительных действий. Я бы предложил всем руководителям области вернуться к этим Постановлениям и в течение месяца завершить выполнение всех пунктов, определенных Главой администрации области.

Учитывая, что основной структурный стержень институтов рынка представлен триадой "власть - собственность - деньги", основной задачей на 2000 год видится не сосредоточение усилий на отраслевых проблемах, ибо в 1998 - 1999 годах не только сформировано организационное и инвестиционное направление производственного развития, но и уже приносит положительные результаты работа по созданию уполномоченных и управляющих компаний, таких как "Орловская Нива", "Орловская Промышленная компания", Орловский Агрокомбинат, "Развитие", районных межотраслевых агрофирм, а, во-первых, создание системы управления движением прав собственности и , во-вторых, формирование структурно согласованной финансово-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

К сожалению, пока заложено лишь то, что необходимо сделать для ее эффективного осуществления, а вот как это сделать, мы пока не знаем.

Касательно первого пункта. В прошедшем году в области разработан конкретный план по упорядочению и повышению эффективности управления государственной собственностью области. Однако организационно у нас "завис" вопрос регулирования всех без исключения прав собственности, и государственной и корпоративной во всех ее видах - и индивидуальной... Создание органа по регистрации имущественных прав - лишь первый шаг в этой работе, который можно назвать созданием кадастра имущества. Далее мы должны в кратчайшие сроки продумать и в течение года осуществить ряд мер административно-организационного и законодательного характера, который позволил бы упорядочить и взять под контроль ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ учет и всякое движение имущества и фиктивного капитала путем организации биржевой площадки или филиала одной из действующих фондовых бирж. Именно здесь по нашим правилам все имущественные и неимущественные права собственности подвергались бы рыночной оценке, а новый обладатель этих прав появлялся бы у нас в области не в виде "черта из табакерки", а на основе серьезных правовых, административных, общественных согласований.

В этой связи, нам необходимо еще раз реально определить свои правовые возможности. Звучат предложения о новом "переделе собственности", о новой "экспроприации". Но это Россия "проходила" в XX веке 4 раза: в 1916 -1918, 1921 - 1922, 1928 - 1930, 1992 - 1993 годах! Не раскрывая, ибо не место и не время, суть каждого "передела" собственности, подчеркну лишь одно: для областной администрации главное не "собственность", а обладание правами собственности. Поэтому одна из важнейших задач - это управление правом распоряжения, владения и пользования. Правом, которое можно обеспечить не только через комитет управления имуществом, но и через комитет лицензирования, через комитет цен и другие. Главное, провозглашая господство частной собственности, государство, и в частности , региональная власть, имеет возможности и рычаги обеспечения реализации прав общественной собственности, т.е. общественного присвоения ресурсов и результатов деятельности.

ВТОРАЯ и самая сложная стратегическая задача -это формирование системы регионального финансового менеджмента.

Сложность ее заключается в том, что мы не можем использовать в полной мере механизмы традиционной макроэкономической, т.е. кредитно-денежной и финансовой политики, ибо субъект Федерации не является, по определению, субъектом денежного предложения и не вполне способен воздействовать на совокупный региональный денежный спрос. С другой стороны, субъект Федерации не может использовать инструменты микроэкономического финансового менеджмента. То же по определению.

Многочисленные теоретические разработки проблемы региональных финансов, как правило, уходят от решения задачи внедрения управленческих алгоритмов. В этом смысле названные мною постановления главы администрации и уже имеющиеся практические решения у нас в области обогнали средний уровень российских докторских диссертаций, и даже уровень регионального финансового планирования и управления зарубежных стран.

В то же время необходимо признать, что хорошие творческие задумки внедряются у нас очень медленно.

До сих пор мы организационно и законодательно не выполнили задачи, сформулированные еще в 1998 году, до августовского кризиса.

Речь идет о концепции кредитной политики области, концепции налоговой политики, концепции эффективного расходования бюджетных средств. Впрочем, я испытываю серьезные сомнения, что нам вообще удастся создать такие региональные концепции. Судите сами: коэффициент монетизации ВРП по состоянию на 1 ноября 1999 года по агрегату М2 составил около 46 %. Вроде бы хорошо. Но по показателю М1 - т.е. по безналичным средствам - только около 8 %. Удельный вес наличных средств в М2 по-прежнему близок к 70 %! С другой стороны, рост денежной массы в области отстает от роста валового продукта примерно на 10—13%, а если брать безналичные денежные средства - то процентов на 50! Все это привело к приросту кредиторской задолженности более, чем в 2 раза, а дебиторской более, чем на 50%.

Попытка активизировать банковскую деятельность ограничивается реальным спросом на банковские услуги. Грубо говоря, российским банкам, которые умеют вести только три операции — депозит, кредит, расчетно-кассовое обслуживание - не доверяют.

Поэтому среди прочих мер по стабилизации финансово-кредитной системы области, предложенных департаментами финансов и экономики, я не считаю целесообразным учреждение нового "губернского" банка. Проще, дешевле и эффективней использовать в качестве наших уполномоченных такие банковские структуры как ВБРР, где мы являемся учредителями и МЕНАТЕП - С.- Петербург, с которым у нас подписано соглашение о сотрудничестве.

Особая тема - это отношения со "Сбербанком" России. Ему, по-прежнему, в наибольшей степени доверяет население, благодаря чему он безвозмездно вывез с территории области (только по физическим лицам) с ноября 1998 года по ноябрь 1999 года свыше 300 млн. рублей, а "привез" учитывая процентные соотношения, в четыре раза меньше. А если счет пойдет по "юридическим лицам", то придется озвучивать уже миллиарды и разницу "ввоза" и "вывоза" не в "разы", а в "десятки раз".

Думается, у нас есть все основания, включая неплохую кредитную историю, сделать московскому руководству "Сбербанком" хорошо отработанные, конструктивные предложения к сотрудничеству.

Следующее направление, которое мы просто обязаны поднять и организационно и финансово — это некоммерческие кредитные организации, сформированные и учрежденные администрацией.

Мы приняли хороший закон о кредитных кооперативах. Правда, только для сельскохозяйственной деятельности. Но зону его действия вполне можно расширить на любые сферы, по примеру "Союза-Орловщины", который, имея минимальное сельскохозяйственное производство, создал такой кооператив и, видимо, успешно его использует.

Сегодня готов к "запуску" в Областной Совет Закон "О системе внебюджетных фондов области", который соответствует принятому бюджетному Кодексу и позволяет сосредоточить значительную часть доходов бюджетных организаций для реализации целей и задач единой финансово-кредитной политики области.

В этой связи, необходимо создание ряда внебюджетных, некоммерческих фондов социальной направленности. При этом, кроме предлагаемой проектом Закона области системы организаций областного уровня, можно было бы рассмотреть и положительно решить на уровне области задачу создания новой пенсионной службы на основе объединения отделения федерального Пенсионного фонда, областных служб социальной защиты, занимающихся только раздачей пенсий, системы "развоза" пенсий по пенсионерам, с привлечением соответствующих интересов местного самоуправления и отдельных граждан, которые, по вполне понятным причинам, отказывают в доверии, так называемым "негосударственным" пенсионным фондам.

Еще один резерв - это рынок страховых услуг, к регулированию которого и извлечению доходов, на котором мы даже близко не подходили. Кроме системы обязательного медицинского страхования, которая достаточно прозрачна, мы, и у нас в области, имеем пусть небольшую, но очень доходную систему теневого "обязательного страхового" рэкета, например на транспорте, в иных сферах материального производства и услуг. Более того, в представленных мне к сегодняшнему докладу материалах я нигде не встретил упоминания, а тем более расчетов и планов по фонду социального страхования. Вроде и есть он в области, а вроде его и нет...

Особое место в финансовом порядке в области занимает, разумеется, бюджетная и налоговая система, а значит и бюджетно-плановая политика! Несмотря на то, что наш консолидированный бюджет успевает обслуживать, еле-еле 12 процентов ВРП, именно на бюджетные средства обращены взоры не только потребителей, но и производителей в области...

Вынужден признать, что стратегии финансовой и бюджетно-налоговой политики в области мы пока не имеем. Об объективных проблемах ее выработки я говорил выше.

Однако Департаментом финансов и управлением финансов и налоговой политики на 2000 год поставлены для себя вполне осуществимые, хотя и сложные по организации задачи.

К ним я отношу:

  • во-первых, разработку единой системы заимствований администрации области, которые могут осуществляться только для финансирования кассовых разрывов, социально-значимых инвестиционных проектов, а также из Фонда льготного кредитования. Обеспечением данных кредитов могут быть: гарантии областного бюджета, поручительства юридических лиц (ОАО "Промышленная компания", ОАО АПК "Орловская Нива", ООЦРО "Развитие", ОАО "Орловский агрокомбинат"). Гарантии и кредиты администрации области будут представлены предприятиям и организациям (при наличии тщательно разработанного инвестиционного бизнес-проекта), способным реально выполнить обязательства по кредиту. При этом необходимо ввести пункт о персональной ответственности руководителей организаций-заемщиков за выполнение обязательств по кредитным договорам и договорам поручительства;
  • во-вторых, внедрение системы обращения векселей и иных денежных суррогатов, как средства финансирования кассовых разрывов, а также средство расчета предприятий - бюджетополучателей за потребленные коммунальные услуги;
  • в-третьих, разработку системы предоставления льгот по налогам, зачисляемым в областной бюджет, предусматривающей наличие проработанного бизнес-плана с обязательным указанием направления инвестирования высвобождаемых в результате предоставления налоговых льгот средств, утвержденного Главой администрации области. Налоговые льготы могут предоставляться на срок не более 1 года с возможностью последующей пролонгации.

Совершенно очевидно, что налоговые льготы есть бюджетное финансирование. Если такие льготы предоставляются организациям, способным получать доходы, то они должны рассматриваться как бюджетный инвестиционный кредит. Значит к нашим действующим правилам предоставления льгот, которые очень часто не соблюдаются, совершенно необходимо добавить наличие расчетов по бизнес-плану. Думается, есть смысл установить определенные правила освобождения и для бюджетных организаций. Например, многие из них просят освобождения от налогов и платежей, связанных с приобретением транспортных средств... Экономически докажите, что покупка новой машины принесет экономию в бюджет - тогда и получите освобождения. Впрочем, все эти проблемы поможет снять "Закон о бюджетном налоговом кредите", который сейчас разрабатывается администрацией области в дополнение к закону об инвестиционной деятельности.

  • В-четвертых, для урегулирования проблемы задолженности сельхозпроизводителей по выданным ссудам и кредитам из Фонда льготного кредитования организаций АПК в рамках программ "Славянские корни" и "Пшеница 2000" необходимо создание Долгового Центра АПК, как самостоятельного юридического лица. В его функции входит выкуп требований по выданным администрацией области (или под гарантию администрации) кредитам, путем заключения договоров переуступки прав требований либо путем выпуска в обращение собственных векселей в качестве средства расчетов.
  • В-пятых, максимальное сокращение количества проводимых зачетов в целях увеличения денежной составляющей доходов областного бюджета. Обеспечение в этой связи их проведения в строгом соответствии с Постановлением Главы администрации области №401 от 01.09.99 г. "О порядке проведения взаимных расчетов предприятий (учреждений) с областным бюджетом". Сокращение зачетов естественным образом повлечет за собой рост значимости конкурсного размещения заказов для областных и муниципальных нужд. В 1999 году доля закупаемых бюджетом продукции на основе конкурса составила всего 10 процентов(!). Из муниципальных образований только три: Орел, Залегощенский и Новосильский районы организовали конкурсные закупки.

К сожалению, основными "потребителями" бюджетных средств, использующими систему взаимозачетов, а не конкурсных торгов, явились так называемые "локальные" монополии. Так, цены основных поставщиков продуктов питания в бюджетные организации оказались на 10-15% выше, чем розничные цены в магазинах, где-то на 20-25% завышаются сметы расходов на капитальные и текущие ремонты, услуги естественных монополий.

Исходя из этого, в-шестых, бюджетная политика кроме административных мер по сокращению спроса на бюджетные расходы должна сопровождаться действенной системой мер ценовой политики, проводимой администрацией.

До сих пор ценовая политика существовала у нас в системе двух мероприятий - в сдерживании цен в отношении требований локальных монополистов, путем несистематического анализа их издержек, и в повышении цен на ряд социально значимых товаров и услуг, предоставляемых теми же локальными монополиями.

Суть новых подходов к ценовой политике администрации сводится к следующим положениям:

  1. Бюджетный спрос, как наименее рискованный, фиксируется на минимальной цене, определяемой монопсоническим (один покупатель) поведением государственного заказа;
  2. Цены и тарифы естественных монополий определяются в строгом согласовании с администрацией на основе фактической проверки издержек и доходов;
  3. Цены товаров, работ и услуг предприятиями и организациями, действующими в рамках налоговых и инвестиционных льгот, должны быть открыты, контролируемы для власти и согласованы с ней;
  4. Разработка и "навязывание" методологии эффективного ценового маркетинга для всех предприятий и организаций, желающих снять "режим благоприятствования" на территории области;

Еще один серьезный, седьмой пункт, нашей стратегии на 2000 год в сфере бюджета, налогов и финансов. Это - возвращение к проблеме самодостаточности, самофинансирования и саморазвития наших муниципальных образований. К сожалению, несмотря на усилия областной администрации, мало кто из городов и районов занялся системным повышением доходной базы своих бюджетов.

Только два фактора - спиртовое и водочное производство и сахарный сырец обеспечили ряду районов подъем уровня их самообеспеченности. Донорами области, по-прежнему, остаются г.Орел, г.Ливны, и чуть-чуть Краснозоренский район. Близки к половине самодостаточности еще девять образований, зато семь районов, начиная с Новосильского (28%) и кончая Троснянским (19%) фактически полностью живут за счет бюджета области.

Понятно, мы не можем оставить без бюджетного содержания работников и социально нуждающихся в этих районах. Но мягкую рейтинговую систему бюджетного поощрения за наращивание собственных доходов вполне ввести можно. Ровно как не возбраняется ввести гибкую шкалу оплаты и премирования для муниципальных руководителей дотируемых территорий... Скажу жестче: если глава администрации не платит зарплату, то не получает ее и сам!

Четвертое важнейшее направление институционального строительства стратегии, т.е. порядка в области - это инвестиционная политика. Объем инвестиционных предложений предполагается увеличить до 3730 миллионов рублей, что составит 143% к уровню 1999 года, или на 112% в сопоставимых ценах.

В структуре инвестиций мы наблюдаем устойчивую тенденцию снижения доли бюджетных средств: в 1999 г. - федеральные и областные капвложения составили в сумме 22%. В текущем году они снизятся примерно до 14 -15%. В то же время приходится констатировать, что не увеличивается и доля собственных средств хозяйствующих субъектов в обновлении основных фондов и техническом перевооружении. В прошлом году они составили едва 3 процента! То есть три четверти инвестиций "вкатились" под магией воздействия личности Егора Семеновича. В двухтысячелетнем году инвестиционный прирост также будет обеспечен, на ту же долю, "фактором Строева".

Разумеется, мы имеем хорошие законодательные нормативные, административные и управленческие механизмы, обеспечивающие действие указанной основной причины роста инвестиций, но силу самодостаточности они еще не приобрели. Для решения этой задачи предпринят ряд конкретных шагов, которые включают поручения Председателя Правительства В.В. Путина Министерству экономики - совместно с администрацией Орловской области в течение января рассмотреть и предложить решения по федеральной программе развития социального комплекса Орловской области. Здесь мы пошли на хитрость: все субъекты Федерации предлагают в качестве федеральных программы экономического и социального развития, мы же предлагаем только социальное развитие, которое идеологически беспроигрышно и без экономики не может быть решено.

Кроме того, они включают нашу работу по обучению и конкретному составлению бизнес-планов хорошего международного уровня конкретными предприятиями и другими хозяйствующими субъектами.

Думается, в феврале с институтом Идрисова мы продолжим эту работу, начатую на последней "Ярмарке инвестиций".

В системе инвестиций есть институциональная структура, есть политика, но есть еще одна важная вещь, которая называется "рисками". Сегодня мы должны обратить внимание именно на это последнее обстоятельство. Большинство "рисков" в инвестиционной деятельности в области взвалено на областную администрацию и областной бюджет. Только аграрный сектор, по самым скромным подсчетам, получил за последние три года около 250 млн. долларов, риски за которые несет областная администрация. Считаю, что мы возродили иждивенчество, а поэтому все обоснованно возвратные расходы нам необходимо на новой юридической основе перенаправить с бюджета на хозяйствующих субъектов и иных реальных пользователей прав собственности на заемные инвестиционные ресурсы, в том числе на муниципальные бюджеты и управляющие компании.

В инвестиционной деятельности хотелось бы обратить внимание на еще один принципиальный вопрос. В области имеются, по меньшей мере, две стратегические целевые инвестиционные программы, доведенные до уровня стабильного бизнес-плана. Это программа газификации и наша гордость - "Славянские корни".

И если в первой мы знаем, каковы ее дефицитная и профицитная составляющие, то во второй все экономические расчеты закинуты под "славянскую завалинку". Более того, скажу, что ни к начальной экономической составляющей, ни к бизнес-плану, кстати, впервые в области сделанному для такой масштабной программы, никто из ответственных за ее осуществление так и не обратился.

Думается, для осуществления таких программ необходимо создавать дирекции с одним суббюджетным счетом и прозрачным балансом, позволяющим отслеживать экономику их осуществления.

К пятой институциональной задаче, которую необходимо решить в 2000 году, относится вопрос внешнеэкономических связей области. Пока, как фактор развития, он не взвешен и, можно сказать, не найден по параметрам. Нам удается только фиксировать стихийно складывающиеся результаты, которые неутешительны. К примеру, сальдо внешнеторгового баланса в 1999 году сложилось с минусом в 85,6 миллионов долларов. То есть орловские потребители проинвестировали внешних для области производителей на сумму вложенных в экономику внешних инвестиций! Добытых, к стати, с колоссальным трудом и не безвозмездно!

Очевидно, что конкретные методические и организационные решения в сфере взаимодействия области с внешними рынками нам предстоит найти в ближайшее время. Впрочем, одну цель я вижу вполне определенно - это решение вопроса о придании области статуса свободной таможенной зоны. Закон об этих образованиях успел пройти два чтения в старой Думе, и требования к соискателям вряд ли изменятся к окончательному его принятию. Мы эти требования знаем, можем подготовиться. И если будем настойчивы, то имеющиеся и предполагаемые немецкие и французские инвестиции (имеются в виду программы "Пшеница —2000", "Фольксваген", "Клаас-Дебис", поставки в рамках реализации счетов типа "С"), а также развитие таможенного авиационного терминала — удешевятся для области на 30-40 процентов.

Шестой институциональной проблемой, думается, необходимо признать развитие торговли, в частности, её оптового звена. В нормальном, обыденном, представлении рынок есть торговля. По ее развитости человек судит о развитости рыночных отношений. До сих пор, пока мы будем иметь "придорожную", "тротуарную", "челночную розничную торговлю, и "отличную от других" самостоятельную систему торговцев монопольным сырьем - никакого рынка у нас не будет.

Седьмой проблемой необходимо признать создание единой информационной системы внутриобластного рынка. Восьмой - возрождение прикладной науки.

Девятой - поддержание имеющихся институтов гражданского общества - профсоюзов, общественных организаций молодежи и ветеранов, православной церкви - и обеспечение создания новых, в частности, организованного института работодателей и др.

Десятой - возрождение института государственной идеологии на новых демократических принципах. Можно считать дальше.

Я не останавливаюсь на конкретных задачах развития отраслей, ибо они в последние недели ушедшего года вполне определенно были сформулированы Е.С. Строевым на масштабных итоговых совещаниях.

Могу лишь подтвердить, что при прочих равных условиях, т. е. за счет внутренних сил области мы можем выйти в 2000 году на прирост реальных объемов валового регионального продукта на 8,2 % к уровню 1999 года, в абсолютных значениях - это 26,5 млрд. рублей.

Сопоставимый прирост составит: в промышленности - минимум 12%; в сельском хозяйстве - 19; в строительстве - 12; на транспорте - в среднем 6%.

Вернусь к главному. 2000 год должен стать временем крутых организационных решений. Только с их помощью мы выйдем на простор спокойного экономического и социального творчества в XXI веке.

Николай Цикорев.
Заместитель главы администрации Орловской области, кандидат экономических наук, профессор

в начало страницы
webmaster@ogtrk.oryol.ru © 1999-2001 ОГТРК. Информация о сайте.