Rambler's Top100
Новости Объявления Отдых Справочная Орловщина ОГТРК
Новости дня Комментарии Пресс-обзор Пресс-анонс Наш человек в...
Комментарии
Президента попросят о протекции для сельского хозяйства
Интервью губернатора Орловской области Егора Семеновича Строева
Выступление Е.С.Строева на церемонии закладки камня в основание памятника А.П.Ермолову
Выборы в областной совет: в чем интрига?
Орловская область не осталась без Строева. Его лишился Совет Федерации
Владимир Ермаков "Путешествие из Китеж-града в Петушки, или Русская история в поисках своего смысла"
Эксклюзивное интервью Е.С. Строева по поводу реформы Совета Федерации
Эксклюзивное интервью Е.С. Строева ОГТРК. 9.06.2000г.
Открытое письмо главе администрации области Е.С. Строеву
Памятные знаки беспамятства
Выступление на заседании правления ассоциации экономического взаимодействия областей "Черноземье"
"Мы сегодня так и не знаем, живем ли мы по Конституции"
Интервью Е.С. Строева в "Парламентской газете" от 29 декабря 1999 г. № 247
2000 год: перспективы орловской экономики

Справочная
Здесь Вы можете ознакомиться с гостиницами города Орла, узнать "горячие" телефоны, сориентироваться в ценах Орла.



О некоторых аспектах столыпинской аграрной реформы, в орловской губернии

Острота земельного вопроса в современной реформе, предпринятой А.П.Столыпиным в уже наработанный положительный опыт я ошибочных решений.

Личность П. А. Столыпина и его деятельность получили в последние годы достаточно полное освещение в исторической науке. В свою очередь краеведческие публикации рассказывают о связи П. А. Столыпина с Орлом.

В настоящей статье предлагаются к рассмотрению отдельные аспекты столыпинской аграрной реформы в Орловской губернии на основе изученных местных архивных материалов.

Не останавливаясь на вопросе о характере и целях реформы, хотелось бы все же заметить, что сами инициаторы и устроители аграрных преобразований сформулировали конечную их цель очень четко: "Не подлежит сомнению, что поднятие земледельческой культуры русского крестьянства есть конечная цель всех усилий правительства и общественных организаций", - указывалось в Циркуляре Главного Управления землеустройства и земледелия от 25 апреля 1908 г.1 Средством достижения этой цели реформаторы считали создание индивидуальных экономически сильных хозяйств, о чем определенно высказался в 1907 г. член Орловской уездной землеустроительной комиссии Мазуров: "Убежден, - заявил он, - что никакая культура и ведение интенсивного хозяйства немыслимы при мирском пользовании землею".2

Посмотрим, как соотносились декларируемые цели реформы с реальной политикой, осуществляемой на местах губернской и уездными землеустроительными комиссиями.

В Орловской губернии первые землеустроительные комиссии были созданы в 6 уездах в сентябре 1906 г.,в апреле - мае 1907 г. - еще 6 уездных и губернская комиссия. Возглавляли комиссии предводители дворянства, по их же представлению губернатором назначались Непременные члены, требования к которым, ввиду особой важности этой должности, были очень высокие. В состав комиссий входили и выбранные волостными сходами крестьяне. Круг вопросов, решением которых занимались землеустроительные комиссии, был весьма широк: содействие крестьянам в покупке земли, расселению и выделу земель к одним местам, уничтожению внутренней чересполосицы, разделу общих крестьянских и частновладельческих угодий, урегулирование спорных вопросов и т. д. По мере развития реформы возрастала в ее осуществлении и роль земств.

На первом этапе реформы в практической деятельности землеустроительные комиссии столкнулись с проблемой определения круга лиц, имеющих преобладающие права на покупку земли.

В целях смягчения остроты земельного голода для малоземельных крестьян и снижения социальной напряженности, достижения конечной цели взятого курса на создание класса земельных собственников, способных вести индивидуальное хозяйство, были введены ограничения для покупателей земли. На заседании Орловской губернской землеустроительной комиссии от 22 сентября 1907 г. было отказано в покупке земли ряду лиц на том основании, что они лично не занимаются земледельческим трудом. Вице-губернатор Н. П. Галахов обосновал это решение таким образом: "...означенные лица не соответствуют условиям, ибо даже свою надельную землю обрабатывают наймом; при этом следует иметь в виду, что целью правительства не является создание возможно большего числа мелких помещиков, а оно стремится прежде всего удовлетворить земельную нужду тех, кто лично постоянно занимается земледелием".3

Из отчета губернии за 1908 г. следует, что к январю 1909 г. 26951 дес. земель Крестьянского банка распроданы 2951 покупателю, в основном хуторами и отрубами, причем, среди покупателей: безземельных крестьян - 12,1%, имеющих на 1 двор менее 3 дес. - 58,7%, прочих - 29,2%, т. е. земли распродавались преимущественно безземельным и малоземельным крестьянам.4

Землю покупали не только в единоличное владение, но и в коллективную собственность различные общества и товарищества, в основном крестьянские, которым к 1905 г. принадлежало 260 тыс. дес., или 16,4%, всей частновладельческой земли в губернии. Уже в ноябре 1906 г. "Орловский вестник" писал: "Вчера на Введенской улице можно было видеть большую толпу крестьян с. Никольского Орловского у., пришедших к управляющему удельным имением Л. Н. Мазурову по делу о приобретении ими около 600 дес. земли целым товариществом через Крестьянский поземельный банк".5 В 1908 г. крестьяне Дмитровского и Севского уездов ходатайствовали о продаже земель Брасовского имения в общинное владение.6 Осуществление землеустроительных мероприятий невозможно было без финансовой поддержки крестьянства, проводившейся через Крестьянский банк в виде кредитов, ссуд, безвозмездных пособий по представлению уездных землеустроительных комиссий, которые индивидуально подходили к рассмотрению ходатайств, тем более, что средства были ограничены. Смета утверждалась губернской землеустроительной комиссией по уездам. Так, на оказание денежной помощи при землеустройстве внутри губернии в 1908 г. было отпущено 197857 руб. 50 коп., в 1909 г. израсходовано 329063 руб. 23 коп., из них на ссуды и пособия - 306476 руб. 09 коп., в 1911 г. - 121746 руб.7 Ссуды и пособия имели всегда целенаправленный характер: на перенос усадьбы на хутор, на покупку инвентаря и семян, на рытье колодцев и т. д. Вкладывание ссуженных денег строго контролировалось на местах. Так, ссуда хуторянину составляла 165 руб. и выдавалась она, как правило, в два приема: после отчета об использовании первой части выдавалась остальная сумма.8 Далеко не все желающие получали кредиты и пособия. Из отчета губернской комиссии за 1912 г. следует, что было удовлетворено 799 ходатайств о ссудах в сумме 72438 руб. и 21 - о безвозвратных пособиях в сумме 945 руб. Отклонено было 342 ходатайства.9 В целом материальное обеспечение реформы оставляло желать лучшего. Уже в "Правилах выдачи Крестьянским поземельным банком ссуды для улучшения землепользования" от 10 мая 1907 г., определивших условия, размеры кредита, сроки погашений, было подчеркнуто, что в текущем году объем финансирования строго ограничен 1500 руб. на уезд. По смете 1910 года на помощь при землеустройстве по России было предназначено 5 млн. руб. при заявках с мест свыше 12 млн. руб.10

По документам прослеживается в первую очередь направление в поддержку наиболее хозяйственных крестьян. Так, выдачу ссуды крестьянину с. Апальково Гурову непременный член Кромской уездной землеустроительной комиссии обосновал так: "Гуров крестьянин трезвый, работающий хозяин, но недостаточно обеспеченный и собственными средствами не может покрыть вызванных переселением сравнительно больших и экстренных расходов".11

Не всегда ссуды имели денежное выражение, иногда они выдавались семенами для посева, сельскохозяйственным инвентарем. Вообще агрономическая помощь населению практиковалась достаточно широко, и объем ее возрастал из года в год: в 1909 г. на эти цели в губернии было израсходовано 19421 руб. 38 коп., в 1911 г. - 103573 руб.12 Бюджет складывался из средств, отпускаемых Департаментом земледелия через Землеустроительные комиссии, денег земств и различных обществ: пчеловодов, садоводов и др.

Виды агрономической помощи были весьма разнообразны и распределялись по следующим направлениям: 1) внедрение новых приемов ведения хозяйства, повышение культуры сельскохозяйственного производства через создание показательных хуторов, полей, участков; 2) обеспечение единоличных хозяйств улучшенным инвентарем, новыми сортами семян через создание прокатных и зерноочистительных пунктов; 3) повышение продуктивности животноводства через создание случных пунктов. Специальная статья расхода была предусмотрена на содержание агрономов, врачей-ветеринаров и фельдшеров, приобретение и распространение в губернии специальной литературы.

Создание показательных и опытных хозяйств началось в первые же годы реформы и оказалось весьма действенным средством убеждения крестьян в преимуществах ведения индивидуального хозяйства усовершенствованными орудиями труда с применением улучшенных приемов полеводства. В 1908 г. Ливенская у. землеустроительная комиссия рассчитала, что на 1000 хуторов, устроенных в бывших имениях в. кн. Андрея Владимировича, гр. Комаровского, Полякова, Карцева и др. следует создать 5 показательных хозяйств с 5-польным севооборотом, с обеспечением каждого плугом "Сакка-7", бороной "Заг-Заг Лина", удобрениями и веялками (по 2-3 на все хозяйства). В том же году Малоархангельская комиссия приняла решение об устройстве 3-х показательных хуторов, 2-х из них - в бывшем имении кн. Куракина с введением 9-польного севооборота. Присутствовавшие на заседании комиссии хуторяне говорили о том, что "они весьма склонны приобретать более совершенные орудия", а кн. Волконский отмечал, что "сознание необходимости улучшенных орудий у хуторян укоренилось".13 С учетом растущего интереса крестьян к улучшению приемов полеводства, организации ведения хозяйства комиссии уже в 1909 г. значительно расширили свою агрономическую деятельность: в губернии было заложено около 1000 показательных участков, начато устройство 32 показательных хуторов; для улучшения пород скота получен кредит на устройство 70 случных пунктов и распределено на хутора на содержание лучшим и добросовестным хозяевам свыше 50 племенных животных.14 В этом же году было заложено 50 показательных полей, 1457 показательных участков с посевами кормовых трав, что привело к увеличению поголовья скота. Продолжено было устройство случных пунктов с племенными быками симментальской породы, хряками крупной белой английской породы, баранами русской жирнохвостой породы - всего за год открыли 148 пунктов. Случные пункты содержались хуторянами на довольно выгодных условиях: после 3-х лет скот становился их собственностью. Для обеспечения крестьян техникой и зерном было открыто 53 зерноочистительных пункта и 36 прокатных пунктов машин и сельскохозяйственного инвентаря.15 Хотелось бы заметить, что при организации показательных хозяйств землеустроительным комиссиям было рекомендовано рассчитывать их на силы среднего крестьянского двора, участок обычного размера для данной местности, не использовать субсидии, которые выделяли бы такие хозяйства среди соседей.

Перечисленные выше мероприятия подкреплялись выпуском специальной литературы и распространением ее в губернии, чтением лекций по сельскохозяйственной тематике, на что только в 1910 году было потрачено 28578 руб.17 Вместе с тем на заседаниях землеустроительных комиссий, на страницах "Орловского вестника", который, как правило, давал объявления о поступившей литературе, постоянно отмечается нехватка таковой, особенно специальных сельскохозяйственных журналов.

Существенно тормозило темп реформы отсутствие достаточного количества специалистов сельского хозяйства, особенно на первом ее этапе, что указывалось в отчете губернской комиссии за 1908 г. Поэтому уже в 1909 г. на подготовку землемеров на специальных курсах, работающих в Орле, было отпущено 2797 руб. В 1910 г. курсы насчитывали 100 слушателей.18 В 1909 г. Главное управление землеустройства и земледелия ассигновало елецкому земству 200 тыс. руб. на постройку 7 учебных мастерских. В 1911 г. губернская комиссия пригласила специально 17 агрономов и 31 агрономического старосту для организации правильной постановки крестьянского хозяйства.

Рассматривая начавшиеся преобразования деревни как долгосрочную программу, земские органы и землеустроительные комиссии пытались одновременно с переходом к единоличному крестьянскому хозяйству решить вопрос создания широкой сети учебных заведений, дающих как общеобразовательные, так и специальные сельскохозяйственные знания. С этой целью при ликвидации имений комиссии и земства ставили вопрос об отведении участков земли под школы.

В 1908 г. Мценская уездная землеустроительная комиссия в 10 ликвидируемых имениях, в том числе в Тельчье (бывш. Шереметева), Спасское Троицкой волости (бывш. Федосеева) и др., отводит участки.для 10 школ, которые передаются в ведение Земства. В бывшем имении Шереметева предполагается организовать школу двухклассного типа с сельскохозяйственным отделением, которая должна иметь важное значение в применении сельскохозяйственных знаний среди населения. В докладе на заседании комиссии отмечена тяга населения к обучению в таких школах повышенного типа: мценские жители неоднократно обращались к инспектору училищ Малоархангельского у., где таких школ было уже 7 и предполагалось еще 5, за разрешением поместить детей в одно из училищ. "Что же касается сочувствия и желания местного населения иметь таковые училища, -указал докладчик, - об этом можно судить из того внимательного отношения, которое было оказано сельскими обществами моим по этому поводу обращениям": 20 восемь крупных сельских обществ Мценского у. с готовностью откликнулись "на необходимые жертвы" для организации таких училищ (в подобных случаях часть расходов брало на себя Министерство, часть - земство, часть - сельские общества). Земская управа признала реальным открытие двух школ: в Спасском-Лутовинове и Михайловском. В Михайловском "местные крестьяне оказывают реальную помощь постройке, взяв на себя обязательства поставить все нужные подводы и выставляя 70000 кирпичей".

В 1910 г. в Отчете губернской землеустроительной комиссии отмечено, что при ликвидации бывших имений и банковских земель все комиссии должны заботиться сразу об отведении участков под школу, имея в виду переход к всеобщему обучению.

С целью привлечения крестьян к реформе орловские землеустроители активно пропагандировали опыт тех российских губерний, где преобразования шли более быстрыми темпами, посылали крестьян для ознакомления с положением дел в сельском хозяйстве за границу. В 1908 г. крестьяне Дмитровского уезда ездили в Волынскую губернию смотреть хутора. В 1909 г. правительство ассигновало 3750 руб. на поездку крестьян 14 губерний, в том числе и Орловской, в Европу. Посетив Польшу, Германию, Швецию, Финляндию и Данию, крестьяне вынесли убеждение, что "везде крестьянское житье не как у нас". "Орловский вестник", анализируя впечатления земледельцев от поездки, отметил прежде всего высокую культуру ведения хозяйства, роль государства в организации жизни домохозяев и различных сельскохозяйственных обществ, диапазон допуска частных инициатив и в заключение сделал вывод: "Если культурой, как водой, залить хотя бы Орловскую губернию, то она смыла бы все это невежество, всю грубость..."

Чрезвычайно удачной формой пропаганды новых форм хозяйствования стали сельскохозяйственные выставки, проводившиеся хуторскими хозяйствами. На выставках демонстрировались образцы продукции полеводства и животноводства,- техника, различные поделки; здесь крестьяне могли купить улучшенные породы скота, что являлось, например, основной целью животноводческой выставки в Ельце в июле 1909 г. В октябре 1909 г. состоялась 1-я сельскохозяйственная выставка скота и продуктов полеводства хуторских хозяйств, организованных в бывшем Захарьевском имении Ливенского уезда. Выставка собрала всех окрестных крестьян, большой интерес проявили к ней местная администрация, помещики, земство. Здесь работали специалисты, дающие консультации по различным отраслям сельского хозяйства. Вице-губернатор Н. П. Галахов, выступая перед присутствующими, обратил внимание на разницу результатов труда хуторянина и крестьянина-общинника, в пользу первого, о чем красноречиво говорили образцы выставленной продукции: зерновой хлеб отлично очищен, кормовая свекла, морковь, картофель высокого качества. Из 147 хуторян, выставивших скот, 74 получили денежные награды, 3 - почетные награды Департамента земледелия: 2 бронзовые и 1 серебряную медали за отличное содержание и кормление скота.

Как известно, создание хуторских и отрубных хозяйств было одним из основных направлений землеустроительной политики, но убедить основную массу крестьян в том, хуторская система отвечает экономическим интересам мелкого производителя, было совсем непросто. Реформа медленно и постепенно внедрялась в сознание крестьянина. В 1910 г. губернская землеустроительная комиссия в своем отчете отметила, что недоверчивое отношение населения к землеустроительным учреждениям изменилось в пользу последних, "население заметно стремится расстаться с устаревшими приемами землевладения".23 В 1911 г. губернская комиссия отметила "...восприимчивость крестьянина, освобожденного от общинного гнета и поставленного в новые хозяйственные условия".24 Поворот орловских крестьян к хуторскому хозяйству был отмечен П. А. Столыпиным, осмотревшим 2 июля 1909 г. хуторские участки рядом со ст. Змиевка. Премьер отметил появление уверенности хуторян в своих силах, заметные улучшения в ведении хозяйства: многополье, посевы кормовых трав. В последующие годы хутора при ст. Змиевка и с. Никольском отмечаются как образцовые, явные успехи которых увеличивают круг желающих выделиться: случалось, когда отдельные деревни целиком переходили на хутора и отруба.

Землеустроительные комиссии старались поддерживать инициативных крестьян, распространяя их опыт и поощряя наградами. В представлении к серебряной медали волостного старшины Половинкина за усердие в землеустроительной деятельности в 1909 г. дано следующее обоснование: "...прилагает все свое старание к проведению в крестьянскую жизнь понятия/единоличного владения и его пользы для крестьян. Как человек, имеющий авторитет среди крестьян, он очень способствует землеустройству в своей волости...".25

Создание индивидуальных крестьянских хозяйств и поддержка их стали основным содержанием деятельности землеустроительных комиссий начиная с 1909 г. Так, если в 1908 г. было устроено на надельных землях всего 572 мелких индивидуальных хозяйства на площади 4986 дес. в 11 сельских обществах, то уже в 1909 г. - свыше 3 тыс. на площади около 30 тыс. дес. в 150 обществах. На 1 января 1911 г. всего в губернии было образовано более 7,5 тыс. единоличных владений на площади почти 60 тыс. дес., в т. ч. хуторов и отрубов около 5 тыс. на 40 тыс. дес. земли. Если учесть работы по так называемому землеустройству групповому, т. е. внутри общины, которые затронули свыше 5 тыс. домохозяев с земельной площадью свыше 42 тыс. дес., то итоговые цифры землеустроительных работ по губернии к началу 1911 г. составили: по площади - более 102 тыс. дес., по количеству дворов - более 12,5 тыс.26 Много это или мало? Судите сами. В Орловской губернии к 1905 г. насчитывалось 287166 крестьянских дворов, владеющих на общинных началах 2 млн. 009 тыс. дес. Получается, что за 3 года (1908 - 1910) реформ землеустроительными работами было охвачено только 4% всех крестьянских дворов и 5% надельных земель. А ведь 1909-1910 годы были самыми результативными! Уже в 1911 г. наметилась тенденция к снижению темпов аграрных преобразований: было организовано 2341 единоличное хозяйство на 22452 дес.,27 т. е. значительно меньше, чем в предыдущие два года. Итоговая цифра по единоличным хозяйствам на 1 января 1915 г. по губернии составила 15282 хозяйства на площади 110074 дес.28 Это количество совершенно теряется в безбрежном море крестьянских дворов, практически не затронутых преобразованиями.

Таким образом, реализация в Орловской губернии аграрной реформы, прочно вошедшей в историческую литературу и общественное сознание как столыпинская, ощутимых результатов по изменению ситуации в деревне не принесла.

В. Филимонова

в начало страницы
webmaster@ogtrk.oryol.ru © 1999-2001 ОГТРК. Информация о сайте.