Rambler's Top100
Новости Объявления Отдых Справочная Орловщина ОГТРК
Новости дня Комментарии Пресс-обзор Пресс-анонс Наш человек в...
Комментарии
Президента попросят о протекции для сельского хозяйства
Интервью губернатора Орловской области Егора Семеновича Строева
Выступление Е.С.Строева на церемонии закладки камня в основание памятника А.П.Ермолову
Выборы в областной совет: в чем интрига?
Орловская область не осталась без Строева. Его лишился Совет Федерации
Владимир Ермаков "Путешествие из Китеж-града в Петушки, или Русская история в поисках своего смысла"
Эксклюзивное интервью Е.С. Строева по поводу реформы Совета Федерации
Эксклюзивное интервью Е.С. Строева ОГТРК. 9.06.2000г.
Открытое письмо главе администрации области Е.С. Строеву
Памятные знаки беспамятства
Выступление на заседании правления ассоциации экономического взаимодействия областей "Черноземье"
"Мы сегодня так и не знаем, живем ли мы по Конституции"
Интервью Е.С. Строева в "Парламентской газете" от 29 декабря 1999 г. № 247
2000 год: перспективы орловской экономики

Новости сервера
Февраль 2003
Идет тестирование новой версии сайта, которую можно будет увидеть в апреле
03.08.2001
Обновлен чат, короткий адрес - http://chat.oryol.ru/
02.04.2001
Новый раздел "Наш человек в ..."
27.02.2001
Открыто голосование
12.02.2001
Новый чат
Экспедицией ОГТРК найдены следы пребывания Владимира Русанова на полуострове Таймыр



опыт сопоставления духовного опыта лиц нетрадиционной социальной ориентации

... не странен кто ж?

Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Так нас всех учили - должно быть, начиная с палеолита. Но в школе жизни всегда были, есть и будут плохие ученики. Потом из них выходят маргиналы. Живущие вне социума и вопреки ему. Их презирали - и ими восхищались. Их гнали - и шли за ними. А они жили сами по себе - как бог на душу положил. Социум - пространство игры по правилам.Есть правила писаные: Мораль/Закон - и есть неписаные: Этос/Обычай. Между ними всегда наличествует зазор, в котором гнездится свобода воли. Каждый волен искать - правды или пользы. К сожалению, они редко продаются в одном пакете. Но человек не любит выбирать; человек как-то фатально склонен сидеть на двух стульях и гнаться за двумя зайцами. Неумение и нежелание уяснить свои цели, занять определённую позицию и последовательно применять вытекающую из неё стратегию - вот причина большинства жизненных поражений. Интеллигент к тому же постоянно путает правила игры с условиями человеческого существования. И оттого путается в выборе. Ибо множество знаний ещё не мудрость. В конце концов в стабильном обществе умные и дураки начинают вести себя одинаково разумно. Или одинаково глупо. Это как посмотреть. Главное - одинаково. Быть как все. Все - как все. Кроме некоторых...

" " "

В наше промежуточное время рамки игры резко разошлись. Непрописанность новых правил и их несоответствие установлениям - вот что дискредитирует реформу и сбивает с толку массы рядовых игроков. Число шулеров возросло сверх всякой меры.. Сняты ограничения на ставки. Сняты всякие ограничения. Положение "вне игры", которое в истории разрабатывали как стратегию античные киники, дзэнские монахи, русские странники,- в застой обнаружило и обжило "поколение дворников и сторожей". Не сказать, что им там было комфортно, но это был добровольный выбор. Реформа, переменив направление нашей истории, оставила в маргинальном пространстве ("на полях" - т.е. опять же "вне игры") бессчётное количество активных игроков, никак того не ожидавших и сего не хотевших. Маргинал - более или менее человек. Иногда более (случай Диогена). Но в массе - менее... Социум - социальный космос: он возникает из хаоса, окружён хаосом и возвращается в хаос, когда маргинальный элемент в нём достигнет критической массы. Обыкновенный человек по определению не склонен к экстремизму. На том мир стоит. Но маргиналы по призванию, лица нетрадиционной социальной ориентации, во все времена испытывающие на себе непосильные для других моральные перегрузки, концентрируют уникальный духовный опыт, который может служить в период перемен закваской нового исторического времени. И подспорьем человеку в его сомнениях на свой счёт. Когда же ум заходит за разум, вывести его из порочного круга зациклившейся на себе мысли может только нелинейная логика. Истина доказывается аргументами, а утверждается парадоксами.

" " "

Девиантное поведение, то есть отклонение от этической практики социума, имеет глубокие исторические традиции. Речь не о преступающем границы дозволенного пороке, но о вопиющей в духовной пустыне добродетели.Отклонение мудреца от торного пути не заблуждение, но предупреждение идущим за слепыми поводырями: опомнитесь и оглядитесь! Юродивый тот, кто предпочёл благодать благоденствию. Начало ряда теряется во тьме, окружающей костры каменного века. Когда племя жалось к огню и теснилось к котлу, изгои и отщепенцы скитались во мраке и изучали звёзды. По воле Божьей попирали устоявшиеся нормы библейские пророки. Платон в "Государстве" говорит о неотвратимой судьбе истинного проповедника быть жертвой несправедливости. Киническая школа античной философии канонизировала положение философа вне игры. Странно сходен путь порицания в суфизме, мистическом учении мусульманских дервишей. Более того: ислам породил школу дурных святых. Её основатель Хамдун-ал-Кассаб учил в IX веке в Нишапуре: тень, брошенная на репутацию, надёжно укрывает святого; честь, возвышающая в глазах людей, отвращает взор Аллаха. Странно, если не сказать срамно, жили даосские мудрецы. Поражали непредсказуемым и необъяснимым образом слова и дела учителей чань-буддизма (мастеров дзэн). Досадными чудаками или местечковыми сумасшедшими были для ортодоксальных талмудистов хасидские цадики. Цветочки Франциска Ассизского произрастают ad marginem - на полях католического текста.Et cetera. Реальная жизнь есть сумма компромиссов меж духовным и физическим в социуме, меж душевным и животным в человеке. Юродивые всех времён и народов, больная совесть ожиревшего общества, ютятся как в щели в зазоре меж должным и данным. Испытатели страдания и обличители равнодушия, они молятся Богу и ругаются миру. Смысл подвига юродства - вызываю огонь на себя.

" " "

Киническая философия колеблется между юродством и цинизмом. Первым, кто избрал эту позу или позицию, был Антисфен.О киниках много писал Диоген Лаэртский.Самым знаменитым из этических экстремалов стал Диоген Синопский, которого Платон обозвал в сердцах "спятившим Сократом". Который жил в бочке и называл себя гражданином мира. Который публично занимался рукоблудием и сожалел, что, утолив похоть, не может так же легко унять голод. Который днём с огнём искал в Афинах человека. Который посреди людной агоры возопил дурным голосом: Эй, люди! люди!, а собравшихся вокруг зевак разогнал палкой со словами: Я звал людей, а не дерьмо.

Однажды около него остановился Александр (Македонский) и сказал: "Я - Александр, великий царь". - "А я, Диоген, собака",- представился философ.... Когда он грелся на солнышке, Александр, остановившийся над ним, сказал: "Проси у меня, чего хочешь": Диоген отвечал: "Не заслоняй мне солнца.

Некоторые античные источники добавляют, что царь почти позавидовал философу и воскликнул так: Если бы я не был Александром, я бы хотел быть Диогеном! Так разошлись полюса античного полиса. Александр наделал дел и умер молодым; Диоген не делал ничего и жил долго. Трудно сказать, кто превзошёл в посмертной славе.

" " "

Школа маламатие в исламе, школа дурных святых, образовалась из оговорок скрытых еретиков и осаждённых холодным умом мистических грёз суфизма. Их учение заметно отклонялось от ортоксального. Великий имам Али сказал: Мир - падаль. Кто пожелает себе хоть кроху от этого мира,тому место среди собак. Хусейн ибн Мансур аль-Халладж, казнённый как святотатец, пошёл ещё дальше,- он призывал к растворению личного в божественном до полной идентификации личности с Богом. Аллах аль-Халладжа отвергает всякого, кто на вопрос кто? ответит это я, и принимает того, кто скажет это Ты, мой Господь. Суфий Тайфур ал-Бистами ввёл в ислам в качестве категории истинной веры аллегорию упоения; его молитва - прошение о потере рассудка:

О Аллах, если я служу тебе из страха перед адом - покарай меня адом;
если я служу тебе из стремления попасть в рай - лиши меня рая;
если я служу тебе из чистой любви - делай, что тебе угодно.

Путь к Богу - полное отречение от своей воли. Вот история о суфии, упавшем в реку.

Прохожий, увидев тонущего, кричит с берега:

- Тебе помочь?
- Нет...
- Ты хочешь утонуть?
- Нет...
- Чего же ты тогда хочешь?
- Того, чего хочет Аллах.

Упившийся любовью к Богу теряет разум: он не только отвергает плоть как подлую падаль, но и сбрасывает душу как лишнюю ветошь. Что остаётся? - голое блаженство... вечный кайф... дыра в бытии... Вот уж действительно: каждый по-своему с ума сходит. Василий Блаженный швырнул бы грязью в эту пустоту, и Мешуллам Зуся от чистого сердца плюнул бы вслед.

" " "

Школа Дзёдо в японском буддизме (учение Чистой Земли) упрощает процедуру познания истины до полного идиотизма.. Чтобы возродиться в Совершенном Блаженстве, надо уповать на будду Амиду, возвещая по всякому поводу и без повода: Наму Амида Буцу (Слава Будде Амиде ). Осмысленная молитва слилась в бессмысленное слово нэмбуцу. Это формула спасения, это пароль для входа в рай... нэмбуцу нэмбуцу... Затверди, и не полагайся на рассудок, ибо человек, оказавшийся в плену своих представлений о добре, обречён злу...нэмбуцу нэмбуцу нэмбуцу... Один из великих учителей, Синран (1173-1262), хотел быть таким же, как самый грубый крестьянин, и называл себя Гутоку - лысый глупец. Он учил так:

В жизни трудно избавиться от греховности. Душа человеческая схожа со змеёй или скорпионом.И служение Будде тоже содержит разные виды отрав. Посему назову его пустой ложью... Даже хороший человек может возродиться в Чистой Земле, а уж дурной тем более....нэмбуцу нэмбуцу нэмбуцу нэмбуцу нэмбуцу нэмбуцу нэмбуцу нэмбуцу

" " "

Образ святого шута в еврейском изводе реализован хасидизмом (не столько учением, сколько течением в иудаизме): это равви Реб Зише, он же Мешуллам Зуся.

О его роли размышлял философ Мартин Бубер в книге " Хасидские предания".

В довольно поздние времена, в тесных рамках небольшого восточного гетто, в его лице вновь появился юродивый, дурачок Божий, специфический персонаж, известный из легенд китайских буддистов, суфийских преданий и историй про учеников святого Франциска Ассизского. Впрочем, фигуру равви Зуси можно интерпретировать и как своеобразный восточноевропейский еврейский тип бадхана, шута, в основном встречавшегося на свадьбах, но в облике этого равви превратившегося в святого. Перед нами человек, который, вследствие своей непосредственной связи с Богом, нарушает нормы и правила социальной жизни, хотя и продолжает при этом активно участвовать в делах окружающих его людей. Он не порывает с общиной; он просто отстраняется. ... Но так уж устроены люди, что они не могут принять подобной позиции, препятствующей их уходу от Бога, и поэтому относятся к насмехающемуся над ними как к юродивому. Они заставляют его страдать. Они не удостаивают его короткого мученичества, но глумятся над ним в течение всей жизни. А юродивый лишь радуется этому. Но люди, даже мучающие святого, в конце концов загораются, глядя на него, самой возвышенной любовью, и именно такой любовью они любили равви Зусю.

Равви Зуся из Ганиполя, выпускавший птиц из клеток и смывавший слезами своеручную запись дневных дел, так понимал свою должность блаженного дурачка:

Кто дерзок в своей святости, тот нисходит в ад, чтобы возвысить низкое. Он может бродить по улицам и рынкам, не испытывая страха. Но кто стыдлив, кто пренебрегает дерзостью, тому всегда следует оставаться на райских высотах, учась и молясь. Ему не стоит сходить оттуда, чтобы не встретиться со злом..

Равви Зуся пугал людей среди ночи залихватским свистом: не имея других талантов, так он радовал Господа своего. Жил как мог и славил Бога как умел. Умирая, равви Зуся сказал: В ином мире меня не спросят: "Почему ты не был Моисеем?". Меня спросят: "Почему ты не был Зусей?. Хасид верит, что у Бога о каждом особый замысел.

Хасид радуется, что у Бога есть до него дело. Бог узнает в лицо - того, кто смог сохранить лицо - и примет в мире ином, и назовёт по имени.

" " "

Мёд юродства - радость. Возможно, святой Франциск Ассизский по недосмотру небесных властей и престолов ещё при жизни вкусил райского блаженства.Более счастливого человека наш мир не знал. Злые дети с визгом и хохотом преследовали его, хватали за одежды и кричали ему: pazzo! pazzo! (pazzo в итальянском языке означает и дурака, и безумца), швыряли в него грязь, камни и апельсиновые корки,- а Франциск, сын купца Пьетро Бернардоне, шёл по улочкам Ассизи, ничего не видя, кроме неба, и плакал от счастья, и смеялся от радости. Так возлюбил он Бога; так возлюбил его Бог. Так, в сиянии и в репьях, пришёл он к папе Иннокентию III,- и высокомерный понтифик послал его к свиньям; послушный Франциск исполнил повеление буквально - пошёл к свиньям и спал в хлеву, а после пришёл опять... Растроганный великим смирением, папа выслушал его. Францисканский орден - проект утилизации юродства,попытка использовать его сакральную энергию для продвижения католической идеи в массы. Церковь отобрала францисканство у Франциска.. А Франциск шёл дальше: бережно убирая червей с дороги, кормя мёдом пчёл и проповедуя евангелие птицам. В храме Божьем он был как у себя дома,- мог зайти попросту, в одних подштаниках. Этот эпизод вошёл в его Житие - "Цветочки славного мессера Святого Франциска и его братьев "( Гл.XXIX)

Тогда святой Франциск нагим поднимается на кафедру и начинает так дивно Проповедовать об отречении от мира, о святом покаянии, о добровольной бедности, о жажде Царства Небесного, о наготе и поношениях, о Страстях Господа нашего Иисуса Христа, что все присутствующие на проповеди начали неудержимо плакать в невероятном благоговении и благочестии сердца, и не только там, но и во всём Ассизи был такой плач о Страстях Божьих, что никогда там не было ничего подобного.

А ещё святой Франциск писал любовные стихи,- тем, кого любил: брату Солнцу и сестре Смерти: Жить и умереть мне одинаково сладко.Он родился в 1182 году, умер в 1226. Более мир не знал счастливого человека.

" " "

Из тьмы средневековья в тему юродства вплывает корабль дураков - Narrenschiff - без руля и без ветрил бороздящий море житейское. Почему в коллективном бессознательном, чей образ - вода, появляется призрачное судно, кишащее сумасшедшими? Мишель Фуко в класическом труде "История безумия в класическую эпоху" отвечает так:

Потому, что оно символизирует собой ту тревогу и беспокойство, которые внезапно охватываю европейскую культуру в конце Средних веков. Безумие и безумец становятся важнейшими персонажами этой культуры - во всей своей двойственности: они несут в себе и угрозу, и насмешку, и головокружительную бессмыслицу мира, и смехотворное ничтожество человека. ... В чём же состоит эта неодолимая, завораживающая сила - сила, являющая себя в данную эпоху через образы безумия?...Это не только тёмные глубины человеческой природы, но и знание.... все нелепые образы безумия на самом деле являются элементами некоего труднодостижимого, скрытого от всех, эзотерического знания.

Через безумие в порядок проникал хаос, искус небытия. Словно через незримую трещину в мироздании некая богомерзкая химера липким горячим языком слизала с человека личность как данный ему образ Божий,- залогом иного осталась безвольная болванка, обусловленная душевной болью. Гримасы и жесты сумасшедшего - знаки хаоса, лишённые значений. Выражение без содержания. От дурака как из дыры истекает жуть,- эманация Ничто, узнанного безумием задолго до Хайдеггера и Сартра.

" " "

Юродство - реликт священной истории. Юродивые Христа ради в мире высоких технологий и низких истин словно намагниченные обломки странного механизма - нерукотворной машины, некогда творившей чудеса. Они фактически отталкивают одних и фанатически притягивают других. Блаженные и юроды, хиппи и панки христианского мира, вывели опыт асоциальности за пределы разумного. Русская вера издревле поражена юродством. Житие святого Андрея (по преданию - славянина, т.е. нашего человека в Цареграде) - бестселлер Святой Руси ( до нас дошло более 200 списков). Образ жизни Андрея Цареградского - экстремальный:

Когда ему неугодно было ходить в ночи, искал на улице место, где лежат собаки, и прогнав пса, ложился на его место и почивал, словно на постели, - наг, убог, нищ, не имея ни рогожи, ни платья, ни власяницы или хотя бы куска материи.

Юродивый = божевольный (по Далю). Афанасий Андреевич Сайко (1887-1967), один из наиболее чтимых юродивых XX века, объявился в Орле в 1921 году. Выйдя из большевистского концлагеря, поначалу поселился на колокольне Богоявленского храма; далее жил по добрым людям и глухим углам. Государство тоже заботилось о нём - как могло: периодически ставило на казённое довольствие в психушке. Рвением почитателей блаженный Афанасий ныне вписан в анналы Орла. Ростом высок, прям и проворен, с ясными глазами под высоким чистым лбом, с вафельным белым полотенцем, подвязанным как шарф под окладистой седой бородой , в картузе с воткнутыми перьями,- он бежит босиком по окраинной Прядильной улице, разметая в стороны старой метлой дорожную пыль:

"Кайся, кайся, окаянный грешник!".

" " "

Юродство как чин святости принадлежит другой исторической эпохе. За морально-дидактическим призванием ругаться миру стоит мировоззренческая проблема, ныне не всем внятная. Лотман и Фуко относят средневековую культуру к семантическому типу: мир - текст, смысл которого - Бог. В средневековье нет ничего просто так: всё что-нибудь означает. Знак возрастает в значении по мере убывания материального; наиболее ценно несказанное слово. (На этом зиждется православный исихазм,- учение о сосредоточенном в глубине сердца молчании). Мудрость, она же праведность, в правильном понимании земного как тусклого отражения небесного. Как говаривал орловский юрод Афанасий,- Ищите родственность между предметами. (Так он настойчиво преподносил под нос почитательнице горшок с извержениями своей расстроенной утробы,- вид нечистот физических должен послужить отвращению грешницы от духовной нечистоты). В чтении текста (т.е. в истории) накапливаются ошибки. Юрод, он же похаб, маргинал закосневшего социума, глумясь над самодовольным тупоумием педантов, раздражал глаз как пометка на полях (маргиналия), беспокоил мысль и принуждал к углубленному чтению, к вниканию в символический смысл обыденной жизни. Юродивых нельзя обижать, ибо они избраны упразднить потерявшее значение или исправить искажение.

" " "

Моральные экстремалы опускаются на дно общества, чтобы восстановить его устои.

Из странной мудрости отщепенца Лао-цзы выросло учение дао, уравновесившее официальную идеологию конфуцианства и стабилизирующее китайскую цивилизацию в истории.

Великое совершенство похоже на изъян, а в применении - безупречно. Великая полнота похожа на ущерб, а в применении - неисчерпаема. Великая прямота похожа на кривизну. Великое мастерство похоже на неумение. Великое красноречие похоже на косноязычие.

В этом абзаце из "Дао дэ цзин" ключ к загадочному феномену юродства. В реальном мире, закосневшем в своих заблуждениях, лица иной социальной ориентации являются провокаторами: катализаторами утопии.

" " "

Утопия необходима, реальность всего лишь неизбежна. В определённом смысле этика - техническое задание недостижимого идеала. Когда обезьяна поверила, что она способна на большее, она произошла в человека. (Первые прагматики так и остались приматами). Радиация случившегося чуда излучается и изучается в истории как религия, искусство и дерзание. Религия соблазняет спасением. Искусство искушает красотой. Дерзание обещает счастье. Спасение, красота, счастье - ипостаси утопии. Дух затягивается в бесконечную перспективу. Творчество - магическое действие, заклинающее человека поверить в себя, чтобы превзойти себя и произойти во что-то большее. В творчестве гармония задана как норма. Утопия есть переведённое на язык социологии философское понятие целевая причина. Царство Божие, Святая Русь, Коммунизм...- всё это синонимы или псевдонимы Светлого Завтра, предвосхищение которого преобразует броуновское движение социальных молекул в историю. Постижение истории с точки зрения её необходимого и достаточного оправдания дает надежду на благополучный исход и тем самым силы, чтобы вынести её на себе. Утопия - конструктивное предположение, что жизнь человека и существование человечества имеют общий безусловный смысл, который можно и нужно не обрести, но сотворить. Странное сияние, мерцающее в глубине добровольного безумия ... может быть, это отсвет иного мира - лучшего, чем наш. Юродивых иначе называют блаженными.

" " "

Исследуя Вселенную, наука добралась до таких уровней её устройства, где физика как бы сопряжена с метафизикой. Чтобы определить необычные свойства элементарных частиц, участвующих в порождении энергии, учёные ввели в свою рабочую терминологию в качестве характеристик такие непривычные понятия, как очарование, красота и странность. Человек, как элементарная частица человечества, потенциально несёт в себе те же характеристики. Где-то на глубинном уровне, там, где жизнь совпадает с бытием, каждый из нас по-своему очарователен, красив и странен. Творчество и любовь высвобождают из-под спуда скрытую красоту и тайное обаяние. Но мало кому по плечу, по уму и по сердцу подвиг юродства.

А всё же у каждого бывают моменты, когда он, вдоволь нахлебавшись горя от ума, готов повторить за Чацким:

Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож..

Или поставить свечку перед иконой Василия Блаженного. Или хотя бы подать копеечку испитому уроду, стращающему прохожих именем Христа.

Владимир Ермаков
в начало страницы
webmaster@ogtrk.oryol.ru © 1999-2001 ОГТРК. Информация о сайте.