Rambler's Top100
Новости Объявления Отдых Справочная Орловщина ОГТРК
Новости дня Комментарии Пресс-обзор Пресс-анонс Наш человек в...
Комментарии
Президента попросят о протекции для сельского хозяйства
Интервью губернатора Орловской области Егора Семеновича Строева
Выступление Е.С.Строева на церемонии закладки камня в основание памятника А.П.Ермолову
Выборы в областной совет: в чем интрига?
Орловская область не осталась без Строева. Его лишился Совет Федерации
Владимир Ермаков "Путешествие из Китеж-града в Петушки, или Русская история в поисках своего смысла"
Эксклюзивное интервью Е.С. Строева по поводу реформы Совета Федерации
Эксклюзивное интервью Е.С. Строева ОГТРК. 9.06.2000г.
Открытое письмо главе администрации области Е.С. Строеву
Памятные знаки беспамятства
Выступление на заседании правления ассоциации экономического взаимодействия областей "Черноземье"
"Мы сегодня так и не знаем, живем ли мы по Конституции"
Интервью Е.С. Строева в "Парламентской газете" от 29 декабря 1999 г. № 247
2000 год: перспективы орловской экономики

Объявления
В разделе "Спрос и Предложение" наш сайт публикует объявления о купле и продаже недвижимости, транспорта, бытовой техники и др.



Выступление на заседании правления ассоциации экономического взаимодействия областей "Черноземье"<br>Заместитель главы администрации орловской области Николай Цикорев.

Важнейшим фактором успеха социальной политики в России является соблюдение и углубление принципов федерализма, принципов солидарной ответственности Центра и регионов за обеспечение жизненного благополучия Россиян.

Никакой, даже самый предвзятый, анализ не вскроет различий в целях социальной политики, сформулированных в каждом из субъектов Федерации и на федеральном уровне в целом. Разногласия и противоречия начинаются при выборе путей реализации этой политики и в практике её осуществления. Поэтому я остановлюсь именно на практике решения социальных проблем в нашей области.

Из чего мы исходим:
Первое: Поскольку Орловщина не обладает природными и финансовыми богатствами и единственным ресурсом накоплений и сбережений у нас выступает человеческий капитал, то есть труд и предпринимательский талант, постольку социальная политика в области является не просто следствием экономической политики, а её первопричиной и основой.
Второе: Генетическая недоразвитость финансовых рынков сохраняет за реальным сектором экономики роль главного источника извлечения и роста доходов населения. Поэтому именно развитие реального производства, сопровождаемое опережающим ростом заработной платы является для нас главным фактором социальных накоплений и роста бюджетных доходов.
И третье: Несмотря на сокращение доли бюджетных расходов в валовом продукте до 10 процентов, государственные расходы объективно остаются основным инструментом социально-экономической политики в целом.

Названные обстоятельства позволили нам сформулировать следующие задачи развития экономики на ближайшее пятилетие.
Первая: опережающий рост реальной заработной платы, примерно на 12 - 15% в год,
вторая: рост доходной части бюджета на основе развития реального сектора - на 40 -45% в год и
третья: увеличение доли социальных расходов бюджета до 70 процентов.

Основания для решения этих задач у нас есть:

  • в прошлом году валовый региональный продукт области вырос на 6 процентов,
  • сопоставимый рост в промышленности составил 15 процентов,
  • в строительстве 30 (в жилищном - в 2,5 раза),
  • в сельском хозяйстве, несмотря на жесточайшую засуху, удалось сохранить позиции 1998 года за счёт небольшого, но прироста в животноводстве, которого не было 10 лет.

Инвестиции в основной капитал увеличились на 20 процентов и по номинальной величине сравнялись с собственными доходами бюджета. При этом инвестиционные бюджетные расходы едва превышают 5 процентов и полностью направляются в социальную сферу.

Оживление в экономике, наряду с ужесточением фискальной политики, привело к росту налоговых платежей на территории области в 2 раза, при этом собираемость текущих налоговых платежей составила 95% против 71,5% в целом по России.

Инструментально грамотное введение налога с продаж и налога на вменённый доход, не вызывая социального напряжения, принесло в бюджет дополнительно 170 млн. рублей (около 7%). А такое сугубо управленческое решение, как оставление акцизов на водку на территориях, где она продана, привело к общему росту платежей по акцизам в 1,6 раза. Названные относительные успехи не лишают нас реализма в оценке ситуации. Жизненный уровень населения едва оторвался от черты бедности, поэтому в политике бюджетных расходов администрация области придерживается принципов жесткой экономии и работает по правилу, которое Егор Семёнович установил несколько лет назад: до тех пор, пока полностью не выплачена заработная плата бюджетникам, никто не имеет права потратить ни одной копейки, затем наступает черёд остальных выплат по защищённым социальным статьям, и лишь затем приходит очередь иных расходов. Это привело к отсутствию задолженности по зарплате перед нашими бюджетниками на протяжении уже ряда лет, к увеличению доли социальных расходов в территориальном бюджете до 60 процентов. И ещё одно правило: прирост доходов мы стараемся использовать, в первую очередь, на повышение зарплаты бюджетникам. Так, в прошлом году мы её повысили на 50%, а поскольку за 2 месяца текущего года рост налоговых поступлений в местный бюджет составил 160%, было принято решение увеличить зарплату ещё на 30 процентов.

Ещё раз подчеркну, что зона наших усилий находится пока между планками нищеты и бедности, но каждый реальный шажок вперед является вкладом в укрепление обстановки социального согласия, без которого, как все мы убедились, никакого развития в России не будет. Именно это согласие, обеспеченное политикой диалога с различными политическими, общественными, экономическими институтами и группами, политикой разделенной ответственности за состояние любого предприятия, отрасли, сферы, думается, постепенно выводит социально-экономическую сферу области из состояния стагнации в состояние оживления. Здесь особое место мы отводим политике инвестиций. И если в промышленности, аграрном секторе, инфраструктуре успех инвестиционных проектов мы оцениваем по социальным результатам: росту зарплаты и бюджетным выплатам, то в строительстве мы стали на путь прямых социальных инвестиций. В прошлом году в области была разработана программа "Славянские корни", благодаря которой менее чем за год на селе построено две с половиной тысячи коттеджей с современным коммунальным обустройством.

Экономика данной программы построена на принципах натуральной ипотеки. Ссудозаёмщиком в ней выступает только "физическое лицо", а точнее перспективная крестьянская семья, способная на расширенное воспроизводство и себя самой и хозяйства, и здорового, истинно русского уклада жизни. В текущем году мы рассчитываем, что будет построено ещё более 3000 домов, а программа выйдет на механизм финансовой самодостаточности.

Фактически, сегодня программа "Славянские корни" стала неотъемлемым инвестиционным элементом аграрной реформы, в которой, после длительного этапа реорганизаций и передела распределительных механизмов, мы вошли в фазу восстановления основного капитала на новейшей базе производственных, финансовых и социальных технологий.

Кропотливая работа по формированию принципиально нового рыночного механизма функционирования аграрно-промышленной сферы в Орловской области привела к созданию пяти мощных аграрно-финансовых корпораций, построенных на следующих принципах:

  • интегрирования правомочий различных форм собственности от индивидуально-частной (имеется в виду, в первую очередь собственность крестьян на землю) до государственной;
  • вертикального интегрирования различных отраслей и сфер хозяйства (сельхозпроизводство, переработка, торговля, расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, создание инвестиционных фондов и привлечение инвестиций со стороны).

Кроме того, в 24 сельских районах области в течение прошлого года возникли 52-^ местных агрофирмы, с площадью пашни от 30 до 70 тысяч гектаров. Причём, крестьяне изымали свои имущественные и земельные паи из умирающих хозяйств и передавали их в агрофирмы, которые вернули в оборот практически все ранее выведенные из него земли и, несмотря на тяжёлый год, повсеместно сработали с прибылью, начали платить заработную плату и отдавать долги прошлых лет.

Треть хозяйств области, сохранившие свою мощь, продолжают самостоятельно наращивать производство. Без малого 2 тысячи фермерских хозяйств как правило эффективно сотрудничают с агрофирмами и корпорациями, что в прошедшем году сильно поправило экономическое состояние этого сектора.

Сочетая инвестиционную деятельность крупных корпораций с повышением товарности агрофирм районного уровня и ростом производства на крестьянских подворьях, мы рассчитываем, что уже в текущем году реальные доходы сельских жителей возрастут не менее чем в 2 раза.

Касаясь инвестиционной деятельности, нельзя не коснуться проблемы налоговых освобождений. Без них вообще невозможны собственные и заёмные капитальные вложения предприятий и прямые инвестиции нерезидентов.

Другое дело, как организованны эти освобождения. По нашему областному закону об инвестициях, налоговые освобождения возможны лишь при наличии обоснованного бизнес плана, гарантирующего рост поступлений в бюджет, начиная с оговоренного срока.

Вообще, прозвучавшая на этой неделе огульная критика практики налоговых освобождений не вполне корректна.

Три года практики у нас в области показали, что каждый рубль освобождений приносит нам дополнительно 3 рубля налоговых доходов. Кроме того, наш анализ показывает, что рост бюджетных платежей начинается гораздо раньше завершения срока окупаемости. Здесь выигрывают бюджеты всех уровней, в первую очередь федеральный и муниципальные бюджеты.

Это, в свою очередь, приводит к повышению роли муниципального самоуправления в решении социальных проблем. Кстати, в прошлом году, в области поставлена задача постепенного перехода муниципальных образований к самодостаточности и самофинансированию. Для нашей аграрной провинции эта задача, на первый взгляд, неподъемна. Но только на первый взгляд. Согласованная политика разделенной ответственности за социальное положение населения уже в прошлом году привела к тому, что резко возросла инициатива местных властей по привлечению инвестиций и борьбе за увеличение налоговых сборов. Около четверти сельских районов самостоятельно справляются с выплатой заработной платы, детских и других социальных выплат. Однако достижение полной самодостаточности в перспективе не может не привести к развитию этой социальной "политики разделенной ответственности" в "политику взаимоответственности". Последняя, при росте самостоятельности её субъектов не отрицает, а предполагает их активное, в том числе и межбюджетное взаимодействие. Ту же самую модель нам хотелось бы видеть и в рамках всей Российской Федерации, в рамках бюджетного федерализма.

Поэтому в заключение хочу подчеркнуть, -социальная политика, как и любая другая есть искусство находить меру между количеством необходимого и качеством достаточного. Эффективный федерализм в социальной сфере будет достигнут тогда, когда субъекты Федерации возьмутся за решение первой задачи, а федеральная власть сосредоточится на последней.

в начало страницы
webmaster@ogtrk.oryol.ru © 1999-2001 ОГТРК. Информация о сайте.