Вопрос:
Егор Семенович, первый вопрос касается последнего заседания Совета Федерации. Поскольку различные средства массовой информации дают довольно противоречивую информацию, хотелось бы узнать Вашу оценку результатов заседания Верхней палаты Российского парламента.
Е.С.Строев:
Я думаю, что сегодня парламент переживает свою критическую точку. Все люди прекрасно понимают, что система государственной власти в стране ослабла, а новую, за последние десять лет так и не удалось создать. Сколько бы не говорили о демократической системе, сколько бы не говорили об унитарной, прошлой системе, все же необходимо признать: мы ушли от прошлой но к новой системе так и не подошли. Мы понимаем, что Россия слабеет в центре, что она сегодня потихоньку начинает разваливаться на свои регионы. Ярким примером тому явилась Чечня. Кровопролитная вторая война, не имеющая практически конца, заставила всерьез задуматься в целом все ветви власти о собирании страны воедино. И поэтому разговор, прошедший на последнем заседании Совета Федерации, главным образом был о том, как строить систему власти в России.
У федерального собрания, и прежде всего, у Совета Федерации нет противоречий с президентом по главному вопросу: Россия должна быть федеративной, демократической, единой страной, где все законы для каждого гражданина одинаковы, - живет ли он в Чечне, Татарии или в Орловской области.
Понимание такого единства законодательной ткани для всей страны и предопределило ход дискуссии. Но сегодня существуют подспудно еще несколько мнений, которые, я считаю, навязываются общественному сознанию. Мы прекрасно понимаем, что негодование людей, простого человека за свою бедность, за то, что его ограбили в результате воровской приватизации, за то, что центральная власть не всегда решает вопросы пенсионного обеспечения и роста заработной платы, за низкий прожиточный минимум - вылилось сегодня в протест чисто человеческого плана.
Это не протест выходящих на улицу, кричащих, скандирующих и так далее людей, нет, это - духовный протест нации. Всем понятно, что богатая страна должна все-таки жить богато. А кое-кто попытался вот это протестное состояние общества развернуть и направить его в сторону регионов, якобы это они не смогли справиться с трудностями, и что от руководителя региона сегодня зависит судьба хода реформ, в том числе и политических.
В Совете Федерации было открыто сказано, что если Россия и смогла удержаться после дефолта 1998 года, то, прежде всего, благодаря регионам. Если и выстояла Россия и двинулась вперед, то, прежде всего за счет российского народа, и, я бы не стесняясь, сказал - русского народа. И если сегодня в Орле мы имеем темп роста промышленности 24%, а в сельском хозяйстве 15%, то, наверное, прежде всего это было достигнуто за счет усилий самого региона.
Сегодня возрождается старая тенденция: укрепление центральной власти за счет ослабления региональной власти. Так было при Петре Первом, так было при Екатерине Второй, да и вы сами по опыту истории Орловской области знаете, что за последние 200 лет мы примерно 5-6 раз меняли границы, переходили из одной области в другую и не всякий раз были Орловской губернией. Поэтому и возникли новые идеи, новые предложения и структуры не до конца понятые обществом, и, я думаю, не до конца осознанные даже теми, кто их предлагает.
Вот почему вопрос о судьбе Совета Федерации, о роли членов Совета Федерации, о роли верхней палаты, как органа демократически представляющего интересы регионов, а это палата регионов - был поставлен на широкую дискуссию. Мнения были разные, но в итоге мы обратились к президенту с главной идеей: создать согласительную комиссию и вернуться к тому, чтобы интересы регионов, даже и при новом устройстве России, имеется в виду властные вертикали, оставались защищенными. После заседания я проинформировал президента Путина, и он согласился с такой постановкой вопроса. У нас еще будет возможность встретиться на Петербургском экономическом форуме, который начнет работу со следующей недели и я надеюсь, что многие положения, которые были высказаны, найдут поддержку.
Вы и сами понимаете, что если сегодня вдруг окажется, что опять власть соберется в один регион - московский, а 20 областей потеряют право заниматься своей экономикой, своим населением, да еще когда взято под сомнение местное самоуправление, которое мы завоевывали, наверное, столетиями, начиная с земского движения, то от этого народ не выиграет. А мы помним, что в первой главе Конституции написано: вся власть в Росси принадлежит народу. Вот отсюда я исхожу при суждении обо всех остальных вопросах устройства Российской государственности.
Вопрос:
Егор Семенович, как бы Вы оценили самые главные стратегические задачи, которые поставлены перед областью, перед нашими тружениками на ближайшее время, и на перспективу.
Е.С.Строев:
Первой и основной задачей я бы поставил рост заработной платы. И знаете почему? Сколько бы мы с Вами о программах не рассказывали (это было и при Советской власти, и десять лет уже сейчас рассказываем), сколько б мы ни говорили о стратегии экономических реформ, сколько бы мы ни рассказывали о системе власти, но ведь и реформа власти, и экономическая реформа в переводе на русский язык - улучшение. Но если улучшений нет, то все это просто пустые слова, блеф. Именно поэтому на первое место я ставлю вопрос повышения заработной платы в два раза. А, исходя из этой главной конечной цели (во имя этого мы и проводим все наши реформы), надо строить мощную экономику, надо строить властную вертикаль. Я специально пошел послушать американского президента Б.Клинтона в Государственную Думу (по конституционному положению президенты выступают перед двумя палатами сразу) перед этим прочитав его выступление в американском Конгрессе, которое не раз прерывалось аплодисментами всех конгрессменов. И, это несмотря на то, что половина Конгресса - оппозиционеры по отношению к демократической партии, которую представляет президент.
С чего начал Клинтон свое выступление? С социальных вопросов: защиты населения, медицинского обеспечения, обучения граждан, повышения грамотности людей, создания условий для спорта. Я сидел и слушал: может быть мы вернулись в советские времена? А потом задал ему в перерыве вопрос: "Господин Клинтон, я прочитал Ваш доклад перед конгрессом и послушал сегодняшнее выступление. Они построены в одном ключе: Вы на первый план ставите социальные вопросы, затем затрагиваете экономические проблемы, а только после этого говорите о международных проблемах, о стратегии и глобализации." На что он очень просто ответил: "Если мы не будем защищать интересы людей, то нас перестанут избирать. Мы и призваны как политики, прежде всего, говорить о нуждах простого человека. Если нужды простого человека слышат, то, наверное, от этого мы все выигрываем".
Если через эту призму отвечать на Ваш вопрос, (Вы, кажется спросили, а как у нас складывается обстановка, и что является главным) то я скажу: главным является то, что заработная плата в Орловской области растет, опережая прожиточный минимум. Мы повысили раньше, чем государство, на 30% зарплату врачам, учителям, работникам культуры, повысили зарплату государственным служащим. Мы сегодня поставили задачу всем промышленным предприятиям перевалить за рубеж заработной платы в две тысячи рублей. Две тысячи. А многие предприятия уже сегодня начинают платить 3 и более тысяч. Мне рассказывают, что инженеры на ливенских заводах могут получать и по 7 и по 8 тысяч, и там еще не хватает кадров. Поэтому, сейчас для меня особенно важно разработать такой экономический механизм, который бы позволял, во-первых, не иметь безработных, а, во-вторых, имея работу, получать достойную зарплату. Скажу о том, что у нас есть огромные резервы: увеличение объема производства в несколько раз на сталепрокатном заводе, в несколько раз на заводе МЗАЛ во Мценске. Это два крупнейших завода, только они обязаны нам дать примерно второй бюджет.
Кроме того, то, что мы делаем в аграрном комплексе, то, что мы вложили в него много сил и средств, позволяет мне смело сказать: при любой погоде, пусть даже и очень неблагоприятной (я хочу постучать, чтобы этого не было) мы можем сегодня резко увеличить объемы производства зерна, продуктов животноводства, начинать платить достойную заработную плату всем крестьянам. Вчера я подписал даже такое распоряжение: каждый комбайнер, который до первого июля подготовит свой комбайн для работы, получит премию за счет бюджета области - тысячу рублей. Это кроме того, что он обязан получить у себя работая на ремонтных работах. Делаю это потому, что сегодня, когда понятно, что хлеб у нас будет, наша главная задача его вовремя собрать и сохранить. Сумеем это сделать - сделаем устойчивыми и цены на хлеб, и создадим условия для повышения заработной платы. Плюс к этому, я считаю, что нам надо добиться того, чтобы ни одно предприятие -промышленное, сельскохозяйственное, строительное - не было убыточным. Это сегодня основная задача. Если предприятие не убыточно - там будут платить заработную плату.
И последнее. Я опять возвращаюсь к интеллектуальному потенциалу. Нам нужны кадры, люди, умеющие работать в рынке. Нам нужны люди, которые знают иностранный язык, знают и рынок, знают финансы, знают юридические вопросы. Вот поэтому я особо обращаюсь к молодежи, к студентам, всем тем предпринимательским структурам, к малому и среднему бизнесу: время легких денег ушло, а время создания настоящего, хорошего бизнеса только наступило, и в этих условиях, я думаю, надо всем нам потрудиться. У Орловщины есть хорошие перспективы, я верю в это!
|