Rambler's Top100
Новости Объявления Отдых Справочная Орловщина ОГТРК
Новости дня Комментарии Пресс-обзор Пресс-анонс Наш человек в...
Комментарии
Президента попросят о протекции для сельского хозяйства
Интервью губернатора Орловской области Егора Семеновича Строева
Выступление Е.С.Строева на церемонии закладки камня в основание памятника А.П.Ермолову
Выборы в областной совет: в чем интрига?
Орловская область не осталась без Строева. Его лишился Совет Федерации
Владимир Ермаков "Путешествие из Китеж-града в Петушки, или Русская история в поисках своего смысла"
Эксклюзивное интервью Е.С. Строева по поводу реформы Совета Федерации
Эксклюзивное интервью Е.С. Строева ОГТРК. 9.06.2000г.
Открытое письмо главе администрации области Е.С. Строеву
Памятные знаки беспамятства
Выступление на заседании правления ассоциации экономического взаимодействия областей "Черноземье"
"Мы сегодня так и не знаем, живем ли мы по Конституции"
Интервью Е.С. Строева в "Парламентской газете" от 29 декабря 1999 г. № 247
2000 год: перспективы орловской экономики

Комментарии
Здесь публикуются статьи известных в области политиков, деятелей культуры и искусства, представителей промышленности и сельского хозяйства, финансовых кругов и бизнеса. А также комментарии ведущих журналистов Орловской области.



Достояние или достоинство?

Национальная самоидентификация невозможна без разрешения вопроса об отношении к собственности. Речь не о наличии той или иной формы собственности в экономическом устроении государства и даже не о приоритетах и пропорциях. То дело трудное, но разрешимое: рано или поздно все, что не разрушено, окажется в тех руках, которые сумеют распорядиться сим имуществом с наибольшей выгодой для себя и пользой для всех. Вопрос в массовой психологии, создающей моральный климат в сфере народного хозяйства.

И вопрос тот, куда как не прост. Если не определиться в экономическом пространстве, не найти свое место в современном мире.

Казалось бы, чего уж проще: дураку ясно - лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Так ведь эта присказка принадлежит позднейшему зубоскальству, а истинно народное отношение к большому богатству, выраженное в русском фольклоре, преимущественно негативное.

А ведь как народ высказался, так тому и быть. Тем более при демократии.

Экзистенциальные представления русского языка можно проследить в эволюции содержания слова ж и в о т. В начальном славянском контексте в нем сливаются бытие души и тела в реальном мире, но основной смысл - "жизнь". Вспомним молитву: Господи, владыка живота моего... Но в дальнейшем обиходе начинает доминировать значение "имущество". Лишить живота могло означать и казнь, и конфискацию. А понятие владения архетипически совпадало в коллективном подсознательном с пожиранием; так в богатом смысловом спектре "живота" проявилось и возобладало значение утробы.

Аскетический аспект раннего христианства, нейтрализованный в католицизме и активно ориентированный в протестантизме, стал в православии влиятельным моральным постулатом. Задолго до Раскола идейное единство православного мира подточило разделение на иосифлян, во главе с Иосифом Волоцким созидавшим сильную и богатую Церковь, и нестяжателей, вослед Нилу Сорскому идущим путем отказа от земного ради небесного. Оба вождя были канонизированы, но возобладали тенденции, подчинившие церковь земным законам. Со всеми вытекающими... А подлый народ стоял на своем: богатство греховно. Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в рай. И в Китеж-град его не пустят. И до Беловодья ему, отягощенному пожитками, не дойти. А уж в Петушках отродясь никого богаче непьющего соседа-язвенника не было... Собственность ложится как бремя на свободу совести и давит на душу. В русской сказке каких только чудес и диковин нет, но самая большая невидаль - праведный богатей. Да что далеко ходить - осмотримся вокруг. Великий бог деталей говорит об истине убедительней, чем провозвестники больших обобщений. Посмотрите на реальные деньги в повседневном обращении: это или новенькие инфляционные купюры, или рваные, мятые, испачканные - оскверненные! - бумажки. ( Однажды, по редкому случаю душевно пообщавшись с симпатичными американцами, я по простоте своей попросил автографы на память на кстати подвернувшейся долларовой банкноте; сначала они решили, что плохо меня поняли - потом же исполнили мою причуду с плохо скрытым ощущением участия в мелком кощунстве). А каким мусором выложено у нас семантическое гнездо платежных средств: бабки, фанера, башли, хрусты, зелень, капуста, тугрики, бабло, мани-мани... вплоть до совершенно идиотического "тити-мити". Даже самоуверенный мистер Доллар, попав в Зону и получив кликуху Бакс, теряет свою респектабельность и начинает вести себя непредсказуемым образом. Лимон в коробке из-под ксерокса совсем не то же самое, что миллион долларов в банке.

Нет, с таким отношением к финансам путного потребительского общества не построить! В гравитационном поле постсоветского пространства законы экономики теряют свою директивность, искажаясь неузнаваемо и непознаваемо. Ни одна вещь в России не равна самой себе. То, что было э т и м вчера, завтра окажется совсем д р у г и м . Это касается событий, явлений, ценностей, людей и даже предметов. Совершенно мистическим образом любая серийная продукция достаточной сложности обретает свой норов, и лишь посчитавшись с ним можно ею успешно пользоваться. То есть установить идентичность вещи. (Вот только ... да, водка - она и в Тьмутаракани водка).

Русская идея несовместима с понятием "священная собственность", являющимся юридическим и моральным гарантом капитализма. Более того: калька ключевого понятия "бизнесмен" - "деловой человек" в нашей речевой практике не только имеет явный иронический подтекст, но и отягощена негативными коннотациями: на классической фене, столь влиятельной в широких народных массах, "деловой" - то же, что и "блатной". И ещё одна подсказка языка - выражение "быть при деньгах". Хотим мы это признать важным или нет, но состояние человека п р и деньгах выдает стойкое интуитивное представление, что капитал порабощает человека. Собственник - раб вещей в их универсальной и абсолютно абстрагированной форме. Богатство иссушает душу. Да что человек! - даже царь Кащей над златом ч а х н е т ...

Происхождение собственности всегда преступно. Тайна сия, которую Прудон без особых последствий разболтал Западу в позапрошлом веке, русскому человеку ведома отроду. От трудов праведных не наживешь палат каменных. Из этой аксиомы, как и из прочих прописных истин, никаких практических выводов не следует. Не следовало. Пока революционный социализм не отравил сладкие сновидения русской совести. В веке минувшем магистральный путь движения русской идеи из Китеж-града в Новый Иерусалим свернул на боковую тупиковую ветку... пункт назначения - Ч е в е н г у р . Город, вызванный к бытию мифотворческим гением Андрея Платонова, вобрал в единую метафору могучий гул и слепую ярость мировой революции, - но и русская идея получила временную прописку в Чевенгуре. Освобождение от собственности через революционное насилие мыслилось как свобода личности от истории. Цена ошибки в проекте коммунистической утопии стократ превысила смету расходов на построение Царства Божия на земле. Блеск и нищета развитого социализма неминуемо вели Россию (в браке с авангардом мирового пролетариата - СССР) к банкротству... Практика реального выживания отражала действительность вернее, чем теория исторического материализма. Потерявший идентичность народ превратился в население. Эскапизм, то есть стремление уйти от опостылевшей действительности, искони на Руси имеет две формы: странничество и пьянство. Застой повлек массовую внутреннюю эмиграцию из Чевенгура в Петушки. С собой в дорогу взять было нечего - ни пожитков не стало, ни чести. Исход из реального социализма по всем признакам походил на дезертирство. Поле боя за светлое будущее было отдано мародерам. Деловым...

Но есть в родной речи синонимический ход, дающий надежду. Добро, то есть праведно наработанное или от отцов унаследованное имущество, язык однозначно приравнял к высшему благу. Известно: дело мастера боится, а мастер тот, кто блюдет свое достоинство. Он не рассуждает праздно о мистических свойствах пятого угла, а молча ставит избу-пятистенку. Он не мешает пьяных слез с березовым соком по непонятным праздникам, а сажает березу под окнами дома своего, - чтобы дети, возвращаясь домой, видели издали, как весело играет с солнышком родное дерево.

Орловская региональная программа "Славянские корни" не красна кумачовыми лозунгами. Несмотря на столь поэтическое название, это сухой и скучный документ. Деловая бумага: сроки, цифры, адреса, подрядчики и субподрядчики, ответственные лица и гарантийные обязательства... А на выходе - тысячи и тысячи удобных домов для сельских жителей, коренных уроженцев и вынужденных мигрантов, находящих свою идентичность через вновь обретенное достоинство хозяев земли. Пусть достояние их пока большей частью невелико и отягощено долгами ... Были бы кости, а мясо нарастет!

в начало страницы
webmaster@ogtrk.oryol.ru © 1999-2001 ОГТРК. Информация о сайте.