Rambler's Top100
Новости Объявления Отдых Справочная Орловщина ОГТРК
Новости дня Комментарии Пресс-обзор Пресс-анонс Наш человек в...
Комментарии
Президента попросят о протекции для сельского хозяйства
Интервью губернатора Орловской области Егора Семеновича Строева
Выступление Е.С.Строева на церемонии закладки камня в основание памятника А.П.Ермолову
Выборы в областной совет: в чем интрига?
Орловская область не осталась без Строева. Его лишился Совет Федерации
Владимир Ермаков "Путешествие из Китеж-града в Петушки, или Русская история в поисках своего смысла"
Эксклюзивное интервью Е.С. Строева по поводу реформы Совета Федерации
Эксклюзивное интервью Е.С. Строева ОГТРК. 9.06.2000г.
Открытое письмо главе администрации области Е.С. Строеву
Памятные знаки беспамятства
Выступление на заседании правления ассоциации экономического взаимодействия областей "Черноземье"
"Мы сегодня так и не знаем, живем ли мы по Конституции"
Интервью Е.С. Строева в "Парламентской газете" от 29 декабря 1999 г. № 247
2000 год: перспективы орловской экономики

Новости 31.03.2003
Доходы на предприятиях ЖКХ растут вместе с долгами
Троллейбусы не остановились
Средняя заработная плата в Орле возросла за год на 33%
Награды орловским милиционерам



Зрелище или позорище?

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Да и вообще: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Русская идея, чтобы овладеть массами, должна быть не вычислена, а явлена. Должна стать очевидной. Можно сказать так: область эстетического есть сфера экспликации этического. Моральные основания общества находят свое выражение в так называемой публичной жизни. То есть жизни на миру, на показ, на образец и на зависть толпам зевак (ныне - телезрителей). Элита, лучшие люди, высший свет, избранники судьбы, представители народа... как ни назови, а все одно - сливки нации. По ним дегустируется вкус данной культуры...

Если то, что нам предъявляют сегодня в качестве предмета поклонения, лучшее - то каково же тогда худшее?! Хроника нашей публичной жизни более похожа на репортаж из горящего публичного дома. Истерические вопли "воды! воды!" перемежаются выкриками " шампанского в пятнадцатый номер!". Навязчивый (навязанный?) стереотип "нового русского" тупой и наглой мордой предстательствует в стране и в мире от лица нашего настоящего. Что ж тут удивительного, что Европа нас пугается, а Азия сторонится - мы сами от себя шарахаемся и открещиваемся! Стоит только представить, какими нас видит мир в нашей же собственной показухе, становится страшно и стыдно. То ли рожа непоправима крива, то ли зеркало лукаво и криво... А за левым плечом стоит нечистый и подзуживает выйти с макашовцами-баркашовцами к подножию Останкинской башни и категорически отмежеваться от ликующих и праздно болтающих прохиндеев, от ворующих и пирующих сволочей, орущих и торчащих ублюдков, дерущихся и трахающихся дебилов: мы не они! они не мы!

Ладно, допустим. Но где ж тогда живые лица, по которым мы можем себя уважать и даже (попусти, Господи!) полюбить? Что, разве таких нет?

Конечно же - есть, и ещё как есть! Мы - это филолог Аверинцев, поэт Ахмадулина, физик Алферов, генерал Шаманов (оговариваю: это мой личный иконостас)... , а также Иванов, Петров, Сидоров - иже с ними и Бог с нами! Плодами их трудов можно духовно окормить миллионы отощавших душ. Только этим нам, чтобы попасть в объектив, нужно получить сначала хоть какую-нибудь Нобелевскую премию. А до той поры - ешь что дают. Один из поп-кумиров лаконично сплюнул сквозь зубы: пипл схавает. К несчастью, он прав.

(Кстати, региональное телевидение куда ближе к реальной жизни и в этом смысле профессиональнее. В его короткофокусной оптике Россия, взятая крупным планом, при всей своей бедности и скудости выглядит привлекательнее и убидительнее. Ибо воистину так: Россия - это мы).

В старинном слоге есть сущее различение явлений в мире, данном нам как представление: зрелище и позорище. (Морфологический корень один, а семантические кроны разошлись далеко). И то, и другое подлежат эстетическому восприятию, но несут противоположные этические потенциалы. Русскому уху эти различия более чем очевидны. А тем более глазу. В перенапряженном поле национальной самоидентификации телевидение генерирует мощные помехи, которые безнадежно глушат идущие из традиции кодовые сигналы.

Спектакль нашей общественной жизни - бездарный и циничный фарс.

Отражение России в СМИ не портрет коллективной личности, а злая карикатура.

Показательное унижение готовит почву для безоговорочной капитуляции.

Прелюдией распада становится внутреннее разделение целого на самодовлеющие части. Индикаторами этого процесса стали развал Союза писателей, раздел МХАТа, раскол Таганки... И т.д., и т.п. Создается впечатление, что эти действия целенаправленны. Все позитивные программы, хоть в какой-то мере отражающие стоящие явления жизни и настоящую жизнь русского духа, собраны (как в виртуальную резервацию) в отдельный благотворительный канал "Культура" - для провинции (которая и есть Россия) практически закрытый. Невольно возникает вопрос: зачем же так? А вслед, в очередь встают прочие сакраментальные вопросы русского бытия: что делать? кто виноват? Вась, ты меня уважаешь?

(Впрочем, уважение Васи, если подумать на трезвую голову, никак не способствует моему душевному самоопределению. Ведь для того, чтобы увидеть себя со стороны, нужен Другой, а Вася, что ж... он хоть и другой, но такой же забулдыга... тьфу - бедолага, как и я сам. Ну и ладно. Давай еще по одной... за нас с вами и хрен с ними... прошло; захорошело... и в душе прояснилось... на первый вопрос ответ такой: ничего не поделаешь... на второй: всех простим, мы отходчивые... Не то что некоторые. Сошлись как-то татарин, еврей и русский... ).

Кстати, о современном фольклоре. Исследуя ненормативный анекдот как моделирующую систему весьма серьезный ученый И.Г.Яковенко выявил его смыслопорождающий контекст: пубертатная логика незрелой культуры.

То есть асоциальная установка трудного подростка, которого тянет на подвиги. "Огромное, темное, неразгаданное дитя Провидения",- так в письме Герцену определил Россию английский историк и философ Карлейль). Очень хочется совершать рискованные поступки - и совсем не хочется отвечать за их последствия. И ещё: наша нецензурная лексика выражает патриархально-архаическую позицию превосходства мужской силы и страх потерять ее.

Инфантильная личность в критических обстоятельствах впадает в бессмысленный и беспощадный бунт или в бесплодные и безнадежные мечтания. Можно назвать это кризисом самоидентичности. (К слову: Л.Н.Гумилев, определяя возраст этносов, счел великороссов молодым народом с далеко еще нерастраченной пассионарностью, то есть жизненной энергией. Он посулил России еще лет пятьсот активного исторического творчества. Его бы слова да Господу в уши...).

Непременным условием успешности и признаком зрелости является реальная самооценка, координирующая соотношение сил и желаний. Когда-то один из персонажей Достоевского пожелал концентрации самости: слишком широк человек, я бы сузил. Видать, черт его подслушал и на слове поймал...

К сожалению, современный среднестатистический человек сужается по диапазону личности. Русский размах остался лишь в старых песнях о главном,- да ведь и те все норовят перепеть на новый лад: выхолостить.

В видимых параметрах различие между Западом и Россией локализуется в образах, взятых из мифологии, каковая есть подпочва идентичности этноса.

Запад - Нарцисс, упоенный своей красотой, отраженной в реке истории.

Россия - Аленушка, сидящая над омутом мифа, и видящая сквозь слезы только смутные тени в глубине и сверкающие блики на поверхности.

- Что ты плачешь, красавица? - А как мне не плакать, если надежда и опора моя, свет мой в окошке, братец < отец, муж, сын - нужное подчеркнуть> Иванушка напился из чертова копытца и утратил идентичность...).

Стратегия самоорганизовавшейся сегодняшней пропаганды - внедрение в массовую психологию социальной шизофрении. С равным рвением и в одном семиотическом поле последовательно насаждается аморфный аморализм и всуе поминается православная традиция. Изощренная реклама ориентирована на безудержное распаление потребительской страсти при скрытой дискредитации отечественного производства. Каким глотком родного духа был "Русский проект" Дениса Евстигнеева! Простые до гениальности лирические анекдоты вызывали надежду как бы из ничего. Это была реклама оптимизма. Уж не потому ли и свернули проект? Зато инвективам телементоров "Однако" Леонтьева и Соколова - лучшее эфирное время. Вроде бы ребята башковитые, и правду-матку режут, невзирая на лица... Однако, это деконструктивная линия. Ну ведь ничегошеньки на белом свете благословить они не хотят! Вымоченная в уксусе и хорошо прожаренная вырезка из действительности под горчичным соусом вызывает у массового телезрителя несварение мысли, чреватое хроническим пессимизмом.

В калейдоскопе телеканалов нация любуется собой в лице своих представителей в высшем свете. Можно сказать и так: спрос и предложение на рынке личностей устанавливают по рейтингам представленных в публичной жизни персон. Прекрасной рекламой производству успеха служит семья Михалковых. В тех имиджах, которые внедрены телевидением и глянцевыми журналами в общественное мнение, они родственно сочетают ближним кругом наследие СССР, влияние Запада и возрождение России. В плане личных характеристик (если верить прессе) смешаны цинизм, прагматизм и идеализм. Экспликацией установки на воссоединение далеко разошедшихся векторов национальной ориентации стала новая государственная символика. Гимн, герб и флаг в путинском замысле должны свести диаграмму политических сил в одну равнодействующую линию. Национальная система сохраняет устойчивость в истории только при органичном соотношении статических элементов с динамическими агентами. Традиций с новациями. При дисбалансе - окостенение или развал. Правильная пропорция и есть искомая идентичность.

в начало страницы
webmaster@ogtrk.oryol.ru © 1999-2001 ОГТРК. Информация о сайте.