Rambler's Top100
Новости Объявления Отдых Справочная Орловщина ОГТРК
Новости дня Комментарии Пресс-обзор Пресс-анонс Наш человек в...
Новости сервера
Февраль 2003
Идет тестирование новой версии сайта, которую можно будет увидеть в апреле
03.08.2001
Обновлен чат, короткий адрес - http://chat.oryol.ru/
02.04.2001
Новый раздел "Наш человек в ..."
27.02.2001
Открыто голосование
12.02.2001
Новый чат
Экспедицией ОГТРК найдены следы пребывания Владимира Русанова на полуострове Таймыр

Пресс-анонс

Анонс материалов газеты "Курьер-Орел" 20 октября

Свежем номере еженедельника "Курьера" в значительной мере посвящен предстоящему празднику 23 февраля. Читатели газеты узнают для себя что можно подарить нашим мужчинам в их праздник. Но сегодня погоны на своих плечах носят не только мужчины, но и представители прекрасного пола. Материал на эту тему можно прочитать на третьей полосе свежего номера еженедельника "Курьер Орел". Там вы также найдете поэму орловского поэта Виктора Рассохина, посвященная бессмертному подвигу летчиков Великой Отечественной и самую последнюю информацию об альтерантивной службе. Служить или не служить. Думайте сами, решайте сами.

полоса: 4 Таланты и поклонники. СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ ВАЛЕРИЯ ЛАГОШИ.

Под занавес уходящего театрального сезона, в мае 2002 года, будет отмечаться 25- летие Орловского театра для детей и молодежи "Свободное пространство". Четверть века миновала с тех пор, как в нашем городе родился еще один профессиональный творческий коллектив - Орловский ТЮЗ, созданный его первым главным режиссером Юрием Семеновичем Копыловым, директором Григорием Семеновичем Колыхановым, главным художником Станиславом Семеновичем Шавловским, очередным режиссером Борисом Ильичом Цейтлиным. Костяк труппы, в основном, составляли выпускники Ленинградского государственного института театра, музыки и кинемотографии, актеры Красноярского ТЮЗа и перешедшие в том же году из драматического театра Марина Наумовна Соколова и Игорь Иванович Гольтяпин.

В 1987 году Орловский ТЮЗ возглавил Александр Алексеевич Михайлов.

Прошло 15 лет. Почти полностью изменился актерский состав. Из ленинградцев остался один Аркадий Александрович Поляк, теперь уже педагог актерского курса театра и института искусств и культуры, очередной режиссер, из старейших актеров - Игорь Иванович Гольпяпин и заслуженная артистка Татарстана Елена Алексеевна Крайняя.

За эти годы в творческий коллектив влились воспитанники Свердловской, Днепропетровской, Ярославской, Московской и других известных театральных школ.

В театре продолжается эстетическая линия, избранная его создателями, на основе постоянного эксперимента, поиска новых форм и приемов современного сценического искусства, где главной является глубокая социально острая концепция, гротескность Мейерхольдовского театра и тонкий психологизм Михаила Чехова. Где нельзя разделить работу художника и режиссера, где сценический образ - своеобразный ключ к творческой проблеме. И ведущее место здесь занимает актер, умеющий ясно пронести основную мысль через спектакль, обладающий музыкальностью, пластичностью, полной сценической свободой и общения со зрителем. А каждый спектакль, проверенный на зрителях, - профессиональная школа мастерства для актера.

"Свободное пространство" - большая дружная семья, с уважительным и бережным отношением друг к другу, где всегда готовы придти на помощь, где все на "ты". Здесь нет разделения на исполнителей главных и второстепенных ролей, не существует возрастных категорий, так как в этой семье все молоды душой. Помимо творческих задач художественному руководителю приходится решать и более прозаические проблемы, например, такие как улучшение жилищных условий актеров. Сейчас вместе с ним все "болеют" за уникально талантливую молодую пару - Маргариту Рыжикову и Валерия Лагошу. Удасться ли Александру Алексеевичу переселить их из семейного общежития, в старом железнодорожном доме, не подлежащем капитальному ремонту, где нет возможности не просто отходнуть от постоянного и напряженного сценического труда, по и просто отсуствуют элементарные санитарные условия: семь лет отключена колонка газового нагревателя из-за угрозы взрывоопасности. Для того, чтобы постирать белье, хрупкой Риточке, занятой практически во всех спектаклях театра, перенесшей операцию на сердце, приходится ездить к маме через весь город. Вот такая невеселая нотка проскользнула в нашей беседе с Валерием Евгеньевичем Лагошей. А потом мы говорили о его счастье работать в театре "Свободное пространство", его хобби - выжигание огромных копий картин Сальваторе Дали, одна из них украшает зрительское фойе, над ней он скурпулезно и с любовью трудился более 5-ти лет. Находились покупатели, но не продал и за 3 с половиной тысячи долларов.

Лагоша столько всего интересного рассказал о театре, о своих любимых ролях, о жизни и близких людях, что это не войдет в рамки даже нескольких газетных публикаций. Поэтому для зрителей, знающих актера хотя бы по самой малой части его обширного репертуара, среди которого роли в спектаклях: "Много шума из ничего" В. Шекспира - Дон Хуан, "Последние" Горького - Лещ, "Господин де Пурсоньяк" Мольера - Оронт, "Ночь ошибок" О.Голдсмида -Тони Ланкен, "Добрый человек из Сычуани"- Ян Сун, в "Ожидании чуда" -мюзикл Б.Киселева по Е.Щварцу - Хрипатый и т. д., я попытаюсь приоткрыть завесу над личностью актера,с непронищаемым, как бы отстраненным, замкнутым лицом в жизни, пребывающем в своих внутренних мирах, а на сцене, - в большей части, отрицательным героем, или персонажем мольеровской и шекспировкой комедийной заразительности, сотканной из тончайшего сочетания манеры игры комедии дель арто и современного, язвительного, остроумного "капустника".

Кстати именно в шекспировском спектакле "Двенадцатая ночь", режиссер засл. Арт. РФ Аркадий Поляк, на фестивале в городе Брянске в 2001 году "Театр детства и юности. ХХ1 век" Валерий Евгеньевич получил приз за лучшее исполнение мужской роли второго плана - сэра Тоби Белча.

Где найти Лашогу в театре? Если не на сцене, не закулисами, то постоянно шагающим по коридору перед гримерками. Нет в этом человеке чувства покоя.

"Я и Крош (Владимир Дмитриевич Крашенинников), - Говорит Валерий, - меряем шагами коридор. Не могу сидеть в гримерке, должен быть в постоянной готовности выйти на сцену и сыграть свою роль. Ненавижу, когда кто- то громко топает каблуками, что-то шопотом говорит за кулисами, тогда я начинаю жутко беситься. Меня многие не любят за это. Спрашивают, Лагош, ну что ты такой любитель тишины? Я отвечаю: "Все, братцы, заткнитесь, вы в театре, а он начинается не с вешалки, а с порога. Все спектакли смотрю за кулисами, даже в которых не играю, знаю все роли наизусть. Просто у меня феноменальная память. Не поверишь, помню даже то, как выплевывал соску изо рта, когда моя няня Мария Акакиевна Козина и мама вывозили меня на прогулку в детской коляске.

Няня была удивительным человеком. Всю жизнь искала своих сыновей, погибших в Великую Отечественную войну. А найти их имена на той самой знаменитой Волгоградской стеле, суждено было мне. Родом я из этого города. Наведываюсь иногда к родным. Люблю заходить на кладбище, где покоятся известные актеры Волгоградского театра. Как-то искал могилу артиста Наума Соколова, театрального деятеля и отца Марины Наумовны Соколовой, почувствовал упорный взгляд в спину. Обернулся и увидел крест - на нем фамилия, имя, и отчество моей няни, которую в нашей семье очень любили".

Родители Валерия Евгеньевича всю жизнь занимались танцами, были неоднократными лауреатами Всесоюзных конкурсов. Но мама еще и великолепно шила.

О театре не мечтал, но уже во втором классе играл в профессиональном театре в спектакле "Человек со стороны" И.Дворецкого Алешу Чешкова.

"Однажды в наш 2-й класс,- вспоминает Валера, - пришла завтруппой Волгоградской драмы и сказала моей первой учительнице Вере Ивановне Статун, что нужен мальчик для спектакля. Вера Ивановна спросила: "Артист?" - и почему-то показала на меня. Играл полтора года. Получил первую зарплату 3 рубля 50 копеек. После окончания школы по совету папы я поступил в энергетический техникум, по первой специальности я монтажник высоковольтных линий.

Занимался спортом, имел зеленый пояс по токвандо и звание Мастера спорта по стрельбе из пистолета. Так случилось, что мама сшила кому-то из высоких чинов великолепный китель и я попал служить в Москву, в отдельную бригаду Министерства Обороны. Охранял Устинова, Агаркова, Епишева. Взвод у меня был из артистов. Сам я, имея певческий диапазон в четыре октавы, пел. Со мной служили Кай Метов, Витя Королев, Альвидас Пичулис. Днем несли караул, а вечером репетировали в офицерском клубе. И был у нас Вася Дрожжин, работавший до Армии бутафором в филиале МХАТа на улице Москвина. Он спал и видел себя артистом. Сажал меня по ночам и читал свою вступительную программу. Замучил просто. Когда дембильнулись, Вася говорит: "Лагош, я без тебя не пойду". "Заявились" мы в Щукинское училище оба в военной форме. Входя в двери знаменитой театральной школы, я понял, что хочу здесь учиться. Вася "провалился", а я прочитал его программу и сидевший в приемной комиссии Виктор Иванович Коршунов спросил, подавал ли я документы в другой какой-нибудь театральный ВУЗ. Я ответил, что и ВУЗов -то других не знаю. Меня приняли с первого тура и разрешили поехать к родителям в Адлер, где они отдыхали.

Педагоги в нашем училище были просто гениальные: народные артисты СССР Виктор Иванович Коршунов, Владимир Сергеевич Сулимов, Наталья Васильевна Шаронова, Елизавета Михайловна Солодова. Руководителем дипломного спектакля "Гости" В. Зорина был легендарный Николай Александрович Анненков. Однажды я случайно услышал, как Анненков сказал: "Послушайте, Зорин, у этого мальчика большое актерское будущее".

После института работал у Дорониной во МХАТе, но пришлось из-за отсуствия жилья уехать в Волгоград, откуда попал в Орел, где незаметно пролетели для меня 10 счастливых сезонов. О том, что не остался в Москве не жалею. Встречаю своих сокурсников - кто на "БМВ", кто на "Мерседесе", а я - в театре! И полмира уже объездил со своим "Свободным пространством". Так получилось, что Орловский театр - мой счастливый билет.

Обладая феноменальной памятью, Лагоша знает несколько иностранных языков. На одном из самарских фестивалей переводил спектаклю с испанского, работал переводчиком и помрежем у труппы французского балета провинции Шампань. С благодарностью вспоминает свою первую учительницу французского языка, внучку академика Вернадского, Зинаиду Михайловну Дирину, которая называла его "Мон соле" или " мое солнышко".

"Я мог что-то не знать, но обязательно выкручивался из любой ситуации".

Спрашиваю Валерия, не "давят" ли его морально роли злодеев, которых он переиграл множество. "Я главный злодей этого театра, говорит актер". Но вошедший в это время в гримерку Игорь Иванович Гольтяпин оспаривает: "Нет, я главный злодей. Я смыграл Дракулу". Возражать не приходится: Дракулу - не переплюнешь. Ну, а если серьезно, то Лагоша придерживается мнения, что гораздо интереснее играть Тибальда и Меркуцио, нежели Ромео. "В конце - концов - злодей не всегда злодей. Сейчас мы выпускаем спектакль "Лови удачу, Жеспер!" Коля Рожков и я играем Беду и Удачу. Я попросил себе роль Удачи, потому что она - "сволочная"

Когда готовился этот материал, мне посчастливилось увидеть премьеру. Спектакль заслуживает отдельного разговора. Дети и родители приняли его с восторгом. С одной стороны он получился развлекательным, веселым с цирковыми находками, с другой - мудрым и ироничным. Логоша там брюзгливый, прижимистый клоун Удача, и вроде бы, совсем не "сволочной". Мне показалось, что к своим отрицательным героям человек Валера Логоша предъявляет большие требования, рассматривая их с позиций человека, и оправдывает их с точки зрения актера.

"Даже когда играешь, например, негодяев, то все равно несешь положительный заряд. Помню, еще в студенческие времена играли зоринских гостей в Ермоловском зале. После спектакля моя сокурсница Ольга Егорова говорит: "Лагош, там тебя ждут две бабульки". Когда я вышел к ним, одна сказала: "Спасибо вам огромное за спектакль. Мой сын был такой же сволочью". Это - самая гениальная похвала в моей жизни. И согласись, в "Последних" Лещ - не злодей, а расчетливый человек, абсолютный прогмат. Ведь деньги он берет с тех, кто не умеет жить. Он не откровенный скотина, он делает благо. В этом доме Коломыйцевых есть Лещ, для того, чтобы стало противно жить".

После ухода Владислава Григорьевича Трахтенберга из жизни его репертуар лег на плечи достаточно молодого актера Лагоши.

"Так оно и получилось. Влад почему-то любил играть в паре со мной. Наверное, потому, что я знаю текст за всех. Знаю "Тойбеле" наизусть.

Трахтенберг был великолепный драматический актер, поэтому вводится на его роли безумно трудно, поддерживать его уровень в той же "Фиалке Монмартра" или "Мафиозо". Кроме того, Влад мог совмещать в себе все: и клоуна, и Деда Мороза. Я не протестую против подработок, но не могу "морозить" или просто зарабатывать деньги. Не люблю бенефисов. Пусть зрители приходят на спектакль, и в нем я сделаю 10 бенефисов. Но я не буду думать о том, что это мой бенефис и я должен сейчас себя продемонтрировать.

Мои любимые спектакли "Бык, Осел и Звезда" М. Бартенева, А. Усачева, "Тринадцатая звезда" В. Ольшанского, "Сироты" Лео Кеслера, в котором мы играли втроем Влад, я и Витя Супрун".

Это очень добрые спектакли. И беспокойный, находящийся в непрестанном творческом поиске актер, певец, бард, художник Валерий Лагоша тоже очень добрый и чуткий человек. Ведь совсем на напрасно его полюбила и соединила с ним свою жизнь хрупкая, изящная, одновременно мощного актерского темперамента актриса Маргарита Рыжикова, партнерша по многим спектаклям и ангел-хранитель по жизни.

А моя внучка, увидев его в роли птички Дарзи из спектакля "Великая война Рики-Тики-Тави", сказала: "Какая трогательная птичка, хоть и боится немножечко, а помогает Рики в войне со змеями. Этот дядя-актер, наверно, очень добрый и я никогда не поверю, что он играет отвратительных злодеев".

"Ты знаешь, - сказал мне на прощанье Лагоша, - Рыжикова - удивительный человек и актриса. Каждый раз, проезжая мимо театра в трамвае, она говорит ему "Здравствуй, театр!" Это очень трогательно звучит, но она права…"

13 полоса: Самые последние новости спортивной жизни Орловщины. А также интервью с главным тренером олимпийской сборной по хоккею Вячеславом Фетисовым. Мы болеем за нашу сборную.

14 полоса Судьба. Приют для Зинули

В Шаховской женской колонии отбывают наказание 1462 женщины. Пятьдесят из них имеют сроки больше 15 лет.

Еще недавно средний возраст колонисток колебался на уровне 45 лет. Теперь преступность помолодела, и основная масса осужденных - женщины 22-23 лет.

Чем занимаются в неволе? Обшивают военнослужащих и работников милиции, судебных приставов, выращивают морковь, кабачки и картофель. Пекут хлеб. А еще они поют, пишут стихи, рисуют картины, лепят скульптуры.

При этом, парадокс, в нормальной свободной жизни их таланты, по признанию самих осужденных, не играют абсолютно никакой роли и никем не востребованы.

Может, несвобода заставляет человека заглянуть внутрь себя? Или творчество - способ ухода от действительности?

До философских вопросов пока в Шахово никто "не дошел", а потому ответа на них не знают. Женщины творят безо всякой научной базы и даже в большинстве своем без какого-либо специального образования, не говоря уже о полном отсутствии материального стимула.

n - Мы познакомим вас с Зиной Паю, - сказали мне в администрации колонии, когда я попросила рассказать мне о ком-либо из тех, кто своим мастерством скрашивает тяжелые условия тюрьмы. - Она вышивальщица. Смотрите, какие работы! - И перед глазами расстелились поляны причудливых цветов.

n - Очки у меня украли, теперь не могу точечками вышивать. Не вижу. Это я гладью могу без очков, "по-зеленому", как говорится. Но гладью я могу и с закрытыми глазами, а тут очки нужны... Вы спрашивайте, не стесняйтесь, я все расскажу.

n Волосы с проседью, живые карие глаза, правильные черты лица - Зинуця-красавица, - говорил когда-то отец. А что мастерица, открылось в колонии.

n - С детских лет смотрела, как вышивала мама. Эх, и что я в маму не пошла? Она была такая смирная, такая работящая, а я - ветер, да что там ветер - мразь самая настоящая. Карманница. А теперь еще и убийца. Господи, прости ты меня! Когда последний раз отсидела за кражу, в церкви Святого Георгия поклялась, что больше ни в жизнь! И ведь не воровала. Денег не было - пивные бутылки поднимала, но не воровала. Я умею слово держать. И вот это... Страшно. Тут, в колонии, удивились: Зина - убийца? Не может быть! Они же меня давно знают. А что не может? Просто я оказалась трезвее, чем он. Было б наоборот - и не вышивала бы Зинуця ни гладью, ни букле. Хотя родные меня давно уже похоронили. Никто не знает, где я. Стыдно мне. Как сказать, что я - убийца?

n Женщина встряхивает головой, словно пытаясь скинуть с себя тот образ, который сама нарисовала.

n - Вы знаете, это, наверное, проклятие. Я так думаю. Моя мама уже была замужем, когда ее взял в жены отец. Я была в животе, когда бабушка Василина прокляла и маму, и меня. Сказала, дай Бог, чтобы ты родила не ребенка, а щенка. Так и получилось. И я знала, что за все буду в ответе. И боюсь этого. Когда я в последний раз села за кражу, от отца получила письмо: "Приезжай домой, Зинуця. Тебе не идет мотаться по тюрьмам. Там сидят мужчины...". Нас ведь семеро в семье, у меня три брата, и ни один из них не знает даже, что такое 15 суток. А я...

n Я гастролировала по всему Союзу. Как приезжала домой, а мы жили в 60 км от Тирасполя, папа говорил: "Зина идет - звенит!" Нет, я воровала не от жадности и не искала зла. Не хотела быть зависимой. Тогда мне казалось, что независимость может быть только такой. А брат до сих пор играет на гармошке, которую я купила в Одессе за 52 украденных рубля... Тогда я этим гордилась. А теперь... Что нажито? Чего стою? Сын умер еще маленьким. Семьи нет. Дома нет. Увидеть бы могилу матери и сестры...

n Пойдемте, я покажу вам мои работы. Их, правда, мало осталось. Нет-нет, вы вещи не оставляйте. - Она хватает в охапку брошенную мной куртку и бережно несет вслед. - У нас тут каждая третья крыска (воровка - жарг.). Даже мою накидку стащили.

Первый раз украла, когда мне было 14. В семье деньги не считали, жили обеспеченно, и когда я взяла без спросу 15 копеек, никто не заметил. А потом - рубль, десять, сто. Первая судимость - в 17 лет. И пошло-поехало.

Было ли жалко людей? Нет. Хотя... Иногда бросала под ноги вытащенный кошелек. Посмотрю на женщину - у кого беру?! И брошу. Редко такое бывало, конечно. Но было.

И вот ведь какое дело: на свободе воровала, а в тюрьме вышивала. И получается, что все, что я сделала в жизни хорошего, это тогда, когда я была "зечкой". Мне уже много лет. Жизнь, считай, прожита. И я часто задаю себе вопрос: неужели это мой путь? Или так сильны проклятья бабушки Василины? В январе к нам приезжал священник из Нижегородской области, отец Михаил. Там при церкви есть приют, и он сказал: "Зина, если все будет хорошо, я жду тебя". Уж я буду молиться, так молиться, чтобы дал Бог ему здоровья, а меня поставил на путь истинный.

Неужели Зинуця будет счастлива?

... В последней выставке прикладного и художественного творчества, которая состоялась в Шаховской колонии, приняли участие около 60 осужденных женщин. Среди них и Зинаида Степановна Паю. Вышивальщица. Золотые руки, по какому-то злому року погубившие жизнь Зинуци и в то же время дающие ей шанс примириться с собой и делать окружающее красивым.

Читателей Курьера ждет новая большая телевизионная программа. Все анонсы к кинофильмам, анекдоты и, конечно же, большой сканворд.

в начало страницы
© ОГТРК. Использование материалов сайта без согласования с редакцией запрещено. Карта сайта       Информация о сайте     WebMaster